Влияет ли соска на прикус ребенка, какая взаимосвязь?

23400

Формирование прикуса у человека происходит еще в детском возрасте до прорезывания всех молочных зубов.

На этот процесс влияет множество факторов — наследственность, нарушение дыхания, положение ребенка во время сна.

По мнению большинства ортодонтов, наибольшее воздействие на развитие нижней челюсти малыша и правильность роста элементов зубного ряда оказывает использование пустышки.

От разновидности и длительности ее применения зависит не только правильность расположения зубов в челюстном ряду, но и дальнейшие пропорции лица.

Оптимальный возраст для применения

Начиная с первых дней после рождения, у младенца начинает прослеживаться сосательный рефлекс. Врожденный инстинкт является жизненно важным для дальнейшего развития ребенка, поскольку обеспечивает получение молока из материнской груди либо бутылочки.

Еще одно ключевое предназначение сосательного рефлекса — снижение двигательной активности мозга и уменьшение числа негативных эмоций.

Регулярное сосание материнской груди позволяет снизить тревожность младенца, способствовать его расслаблению, а также снижению риска развития во взрослом возрасте невротических реакций.


Интенсивность сосательного рефлекса у каждого ребенка разная, поэтому во избежание нарушения установленного режима питания, женщины часто прибегают к помощи пустышки.

Наибольшую выраженность сосательный инстинкт сохраняет в первый год жизни. Именно в этот период он выполняет в организме малыша защитную функцию.

Использование соски на данном этапе развития позволяет добиться следующего:

  • отвлечь ребенка от болезненных ощущений и дискомфорта;
  • наладить сон;
  • снизить возбудимость;
  • устранить риск западения языка во время сна;
  • наладить прикус у детей на искусственном вскармливании при правильном подборе пустышки.

Начиная с 8—9 месяца жизни младенца, врожденный рефлекс у него постепенно угасает, полностью исчезая к 3—4 годам.

Это связано с развитием ребенка и постепенным переходом на кормление с ложечки, что служит толчком к развитию жевательного инстинкта.

Поэтому большинство стоматологов и педиатров рекомендуют именно в этот период отказаться от дальнейшего использования пустышки.

По данным исследований, процесс принесет минимум физиологических и психологических неудобств.

Причины развития кривой челюсти и как исправить дефект.

Читайте здесь о показаниях к компактостеотомии и о технике ее проведения.

По этому адресу https://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/zubov/polozheniya/etiologiya-razvitiya-i-metodyi-korrektsii-protruzii.html мы расскажем, что такое протрузия зубов и от чего она возникает.

Вестибулярные пластинки

С 4-летнего возраста ортодонт может назначить вестибулярную пластинку, применение которой дает успешные результаты и помогает справиться с формирующимися аномалиями. Вестибулярная пластинка может заменить ребенку привычную для него соску или пустышку. Вестибулярные пластинки могут быть с козырьком — применяются при зубоальвеолярной протрузии верхнего зубного ряда, или с проволочной заслонкой — применяются при открытом прикусе с прокладыванием языка между зубами.

Применение вестибулярной пластинки, подобранной врачом-ортодонтом, помогает восстановить правильное положение языка, а также функции дыхания, речи, жевания и откусывания, может благотворно повлиять на выравнивание зубов и исправление прикуса. Обычно пластинку нужно носить ночью и несколько часов днем.

Негативное действие

Несмотря на пользу использования пустышки для удовлетворения сосательного рефлекса младенца, большинство стоматологов единогласны во мнении, что длительное ее применение негативно сказывается на состоянии ротовой полости.

Размер нижней челюсти новорожденного значительно меньше, по сравнению с верхней. Для активизации ее роста специалисты рекомендуют сделать упор на грудное вскармливание, во время которого нижняя челюсть выдвигается вперед, а язык совершает волнообразные движения.

При использовании пустышки нарушается естественное мышечное равновесие, возникающее в результате давления языка на челюстную линию и сокращения мышц щек и губ во время сосания.

Соска оказывает давление на периодонт, приводя к чрезмерной нагрузке на слизистую оболочку. В результате может происходить смещение прорезывающихся зубов в неправильное положение.

Чаще всего у детей, которые злоупотребляют пустышкой, в дальнейшем диагностируется дистальный либо открытый прикус, а также чрезмерное наклонение вперед зубов верхней челюсти.

Патологические изменения строения зубочелюстного ряда происходят, если суммарная длительность использования пустышки превышает 6 часов в день.

Если же ребенок использует успокаивающий предмет крайне редко, он не сможет вызвать нарушение прикуса.

А теперь по-взрослому

К моменту рождения губы малыша развиты хорошо для активной сосательной деятельности, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, практически не развиты. С течением времени развивается потребность в усилении активности задних частей языка и более сложных движениях глоточных структур. Сосательный рефлекс обычно исчезает и происходит последовательное созревание ротовых функций: от передних областей к задним.

Принцип созревания ротовой полости «спереди — назад» хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные «м», «п», «б», поэтому первые слова новорожденного обычно связаны с произношением именно этих звуков («мама» или «папа»). Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка — «т», «д». Свистящие звуки «ч» и «щ», требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже. Более точной постановки задней части языка требуют звуки «к», «г» и «р», поэтому до 4–5 лет они могут быть не четкими.

С ростом младенца увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере добавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий: для формирования пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. К 2–2,5 годам этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время при помощи более сложных движений языка в задней его части инфантильное глотание превращается в более сложный процесс.

Созревшая или взрослая модель глотания у некоторых детей появляется уже в возрасте 3 лет, у большинства же она формируется полностью к 6 годам и никогда не развивается у 10–15% населения.

Дополнительные недостатки изделий


Помимо развития аномального прикуса, частое использование соски, по мнению специалистов, может привести к возникновению следующих проблем:

  1. Ухудшение лактации. Для полноценного налаживания грудного вскармливания женщине может потребоваться от двух до восьми недель. От использования соски в этот период необходимо отказаться.
    Кроме того, специалисты отмечают, что при использовании пустышки, сосательный рефлекс ребенка удовлетворяется без прикладывания к груди, что ведет к снижению у женщины количества молока и переходу на искусственное вскармливание.
  2. Нарушение дикции. Неправильный прикус и положение языка в ротовой полости, формирующиеся в результате частого использования пустышки, влекут за собой проблемы с произношением многих звуков, когда малыш начинает разговаривать.
  3. Инфекции ушей. В результате сосания в период заложенности носа происходит повышение давления в области слуховой трубы. Это часто приводит к ее инфицированию и развитию отита и других заболеваний ушей.
  4. Низкая стерильность. При выпадении соски изо рта младенца, ее необходимо тщательно обрабатывать во избежание развития различных кишечных инфекций. В период, когда ребенок начинает самостоятельно переворачиваться и ползать, проследить за этим проблематично.
  5. Возникновение привычки. При длительном использовании пустышки у ребенка развивается зависимость. Поэтому чем старше малыш, тем ему сложнее отказаться от привычки.

О рефлексах

Питание новорожденного, а именно получение молока и попадание его в желудочно-кишечный тракт, осуществляется с помощью двух действий: сосания и глотания. Как это происходит? Млечные протоки груди матери окружены мягкими мышцами, которые сокращаются для выделения молока. Для получения молока ребенку не требуется высасывать его из груди матери, а нужно лишь стимулировать мягкие мышцы так, чтобы, сокращаясь, они выделяли молоко. В ходе вскармливания младенец осуществляет небольшие сжимающие движения губами, которые являются инстинктивными действиями. После попадания молока в рот ребенку требуется лишь опустить язык, чтобы молоко протекло дальше в глотку и пищевод. В этот момент язык продвигается вперед до соприкосновения с нижней губой.

Данная последовательность действий определяет младенческое глотание, так называемый инфантильный тип глотания, при котором происходит активное сокращение мускулатуры губ и круговой мышцы рта, продвижение кончика языка вперед до контакта с нижней губой и наверх для прижатия соска к небу.

Соприкосновение языка с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя. Часто можно заметить, что если слегка потянуть за губу новорожденного, то кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен.

Правила выбора

Для снижения вреда, наносимого младенцу регулярным использованием пустышки, необходимо правильно выбрать это приспособление.

Предпочтение необходимо отдать специальным ортодонтическим соскам. Эти изделия отличаются от обычных пустышек анатомической формой, которая оснащена скошенной поверхностью с одной из сторон и выпуклой с другой.

При этом скошенную часть изделия необходимо помещать со стороны языка ребенка, а выпуклую в области неба.

Благодаря такой конструкции пустышки активизируется рост нижней челюсти, которая с рождения ребенка значительно отстает от верхней по размеру.

Помимо этого, давление, оказываемое на небо и верхнюю челюсть, является незначительным, что способствует их полноценному развитию.

При выборе необходимо обращать внимание также на следующие моменты:

  1. Материал изготовления. В продаже имеют соски двух видов — силиконовые и латексные. Изделия из силикона более долговечны, и способны выдерживать высокую температуру, что упрощает их кипячение.
    В то же время они обладают малой упругостью, поэтому после прорезывания зубов существует вероятность их разгрызания ребенком.

    Пустышки, изготовленные из латекса, более прочны, однако, не переносят высокую температуру, а также быстро накапливают на поверхности бактерии, поэтому менять их придется чаще. Кроме того, латексные изделия могут вызывать возникновение аллергической реакции.

  2. Размер. В зависимости от возраста ребенка меняется размер соски. Так, для младенцев до 6 месяцев подойдет пустышка 1 размера. Детям старше полугода стоит использовать 2 размер изделия.
  3. Наличие воздушного клапана. Этот показатель имеет значение при выборе соски-бутылки для кормления. Наличие клапана снижает вероятность заглатывания ребенком воздуха, а также слипания соски.

Методы лечения скученности зубов и последствия отсутствия терапии.

В этой статье обсудим проблему маленькой нижней челюсти у взрослого.

Пройдите по ссылке https://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/ryadov/zuboalveolyarnogo-ukorocheniya.html, чтобы больше узнать о зубоальвеолярном укорочении в области моляров.

Наблюдение у ортодонта в период молочного прикуса

Аномалии «молочного» периода оказывают негативное влияние на формирование сменного, а затем и постоянного прикуса. Если в этом возрасте не устранить проблему, то формирование постоянного прикуса будет происходить с нарушениями, что повлечет более серьезное ортодонтическое лечение. Прогрессирующие аномалии, влияющие на рост и развитие челюстей, необходимо начать лечить как можно раньше. Своевременное ортодонтические лечение, начатое в период молочного прикуса, нормализует дальнейший рост челюстей и способствует исправлению прикуса.

Как безболезненно отучить

Процесс отучения ребенка от пустышки очень индивидуален. Некоторые дети не замечают исчезновения резинового приспособления из жизни, отвлекаясь на новые занятия. Другие, наоборот, испытывают сильный стресс.

Многие мамы, исходя из собственного опыта, отмечают, что наиболее комфортно процесс протекает, когда малыш находится в возрасте от 6 до 10 месяцев.

Чтобы процесс прошел максимально комфортно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • подобрать зубопрорезыватель, когда у ребенка растет первый зуб – это поможет отвлечь внимание от привычной пустышки и ускорить процесс прорезывания;
  • отказаться от использования соски для успокоения ребенка – брать его на руки, разговаривать, укачивать;
  • снизить частоту использования во время приготовления ко сну, заменив расслабляющим массажем, чтением сказки, пением колыбельной;
  • вынимать пустышку изо рта ребенка после того, как он уснет.

Если необходимо отучать от соски ребенка старше года, опытные родители советуют прибегать к некоторым хитростям.

Например, обменять пустышку на интересную игрушку, потерять ее либо предложить подарить младшему товарищу.

Сложность процесса отлучения ребенка от пустышки может зависеть не только от степени зависимости ребенка, но и от его физического и эмоционального состояния в определенный момент времени.

Поэтому при болезни малыша или других стрессовых ситуациях отказ от соски лучше перенести на более благоприятный момент.

Что происходит

Когда ребёнок сосёт соску, происходит нарушение мышечного распределения давления на зубы, язык и внутреннюю часть щёк. На нижний зубной ряд оказывается недостаточное воздействие, а щёки при этом втягиваются не так сильно, как при контакте с соском на груди. Из-за этого нижнечелюстная кость мало инициируется, темпы её развития могут нарушаться. Кроме того, альвеолярные отростки из-за такого постоянного давления способны смещаться, что приведёт в дальнейшем к появлению трем или диастем.

Степень вреда определяется не тем, как сильно и интенсивно малыш совершает сосательные движения. Главное, как часто он это делает. Пустышка на протяжении 15 минут перед сном несёт гораздо меньше вреда, чем вялое сосание соски или пальца на протяжении шести часов. От этого воздействия прорезавшиеся моляры постепенно наклоняются вперёд, что провоцирует появление щелей. Хуже всего влияет постоянное нахождение пустышки во рту во время ночного сна.

Другие влияющие факторы


Некоторые родители недоумевают, почему при редком использовании пустышки либо полном отказе от нее, прикус ребенка формируется недостаточно правильно.

Стоит понимать, что помимо соски, на этот процесс влияет множество иных факторов:

  • неправильное положение головы во время сна;
  • сроки прорезывания зубов;
  • ротовое дыхание;
  • генетическая предрасположенность;
  • осанка.

Во избежание формирования неправильного прикуса, осмотр ротовой полости ребенка стоматологом должен производиться регулярно.

Поэтому за консультацией необходимо обращаться каждые 3—4 месяца с момента прорезывания восьми молочных зубов.

После окончания формирования молочного прикуса – в 2—3 года посещение стоматолога должно происходить раз в полгода.

В видео доктор Комаровский рассказывает о том, как влияет соска на прикус ребенка.

Ранняя потеря молочных зубов

Как уже говорилось выше, несвоевременная потеря молочных зубов может негативно отразиться на формировании правильного прикуса. Молочные зубы подготавливают место для постоянных зубов, что обеспечивает ровные зубные ряды в старшем возрасте. При ранней потере молочных зубов постоянные зубы могут прорезываться неправильно, может возникать недостаток места между молярами и клыками, постоянные моляры могут сдвигаться на место удаленных молочных зубов, что может привести к необходимости их удаления в будущем, когда начнут прорезываться постоянные зубы. Чтобы эти явления не происходили, используются специальные аппараты — заместительные устройства — помогающие сохранить место в зубном ряду. Если потеряны несколько молочных зубов, то применяется съемная пластинка, если потерян один зуб, то применяют несъемное ортодонтическое устройство.

Если утеряны передние зубы (в результате кариеса или травмы), то используется пластинка-протез. С помощью этого устройства можно восстановить жевательную функцию и речь, защитить пародонт от перегрузки, сохранить место для постоянных зубов и предотвратить смещение остальных зубов.

Дети, приученные к пустышке или соске, вырастают менее коммуникабельными?

Скорее наоборот – дети с определенным типом нервной системы (впечатлительные, чувствительные, возбудимые или интровертные) чаще всего нуждаются в пустышке для успокоения. Они вырастают тихими и погруженными во внутренний мир не из-за привычки сосать соску, а потому что таков их темперамент.

Сюда же можно отнести миф о том, что дети, привыкшие к пустышке, с возрастом отдаляются от мамы. Эмоциональная связь ребенка с мамой формируется с рождения и не зависит от наличия или отсутствия пустышки.

Пустышка и психология родителей и врачей

Медицина является творческой гуманитарной профессией. Любой вопрос, даже самый элементарный, в таких профессиях может быть дискуссионным, и это естественно.

Связано это, в том числе, с тем, что наше, взрослых людей, отношение к своим детям не является стереотипным, одинаковым для абсолютно всех родителей. Это отношение зависит от того, что за человек мама этого ребёнка.

Фактически есть только два основных подхода, две основных психологических установки по отношению к своему малышу:

  • Я для него,
  • Он для меня.

Первая установка означает, что мама видит цель своего общения с малышом, заботы о нём – в самом ребёнке. В том, чтобы он как можно лучше развивался, хорошо себя чувствовал. Причём, она на самом деле стремится к этой цели как главной, а не только так говорит (а говорят так абсолютно все мамы, но нередко они заблуждаются относительно самих себя).

Вторая установка означает, что на самом деле (а не на словах) для мамы важнее собственные комфорт и удобство. Ребёнка она любит, но не хочет ради него поступаться тем, что считает для себя главным. Она предпочитает взаимодействовать с малышом так, чтобы получать как можно больше положительных эмоций, не перетруждаться, поменьше беспокоиться и волноваться.

Несложно догадаться, что энтузиастами использования пустышки становятся, в основном, мамы второго типа. У мам первого типа может быть совершенно разное отношение к пустышке. Мамы второго типа, напротив, все поголовно используют её, и притом – постоянно.

Врачи тоже есть разные. Некоторые последовательно придерживаются позиции: важно только здоровье и развитие малыша. Поэтому родителей надо направлять, просвещать, исправлять их ошибки, давать рекомендации, в том числе, такие, которые им могут не понравиться.

Но есть и другие врачи. Для них мама малыша – это клиент, который платит деньги. Зачем ссориться с клиентом? В конце концов, я, врач, на деньги своих клиентов и живу. Поэтому такой врач-коммерсант никогда не скажет маме того, чего ей не хочется слышать. И охотно подтвердит: да, всё, что вы делаете, правильно.

Понятно, что в таких условиях разные подходы к использованию пустышки неизбежны.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Будущая мама вместе с «детским приданым» обычно получает в подарок соску-пустышку, часто и не одну. Пустышка в народном сознании прочно ассоциируется с образом младенца; журналы для родителей переполнены рекламой сосок, где вопрос их нужности вообще не ставится под сомнение, маме только предлагается выбирать между разными «ортодонтическими» формами и ярким исполнением. К сожалению, некоторые специалисты по детскому здоровью тоже считают своим долгом посоветовать свежеиспеченной маме «хорошую пустышку, чтобы всем было лучше». Однако консультанты по грудному вскармливанию, увидев кроху с пустышкой, мысленно ставят красный флажок…

Почему же там, где многие специалисты заверяют: «Что вы, никакого вреда!», консультанты по грудному вскармливанию настораживаются? Для этого есть целый ряд очень серьезных причин, подкрепленных и множеством научных исследований, которые проводятся по всему миру, и консультантской практикой: ведь иметь дело с видимыми негативными последствиями использования сосок приходится именно консультантам, а не, например, медсестре в роддоме. Обо всем этом будет рассказано в статье, чтобы мама, думающая, стоит ли дать ребенку пустышку, полагалась не просто на чье-то мнение «это хорошо» или «это плохо», а на конкретные данные о рисках.

Пустышка сокращает грудное вскармливание

Теоретически это вполне логично и объяснимо: выработка молока зависит от того, как правильно, хорошо и часто малыш сосет материнскую грудь. Именно материнскую грудь, а не что-либо еще. Если ребенок должен сосать мамину грудь, а он сосет соску – это быстро повлечет за собой снижение выработки молока из-за уменьшения стимуляции груди. А затем соска и грудь могут начать плавно «меняться ролями»: в каких-то случаях и маме покажется проще дать пустышку, и ребенок предпочтет именно соску — а мама будет недоумевать, почему у нее стало меньше молока. Хотя, может быть, даже и не будет, если подарившие вначале соску родственники потом скажут, что «просто у нас порода немолочная»…

Поэтому-то и оказывается в десятках исследований по всему миру, что там, где присутствует соска, кормление грудью заканчивается значительно раньше, чем могло бы продолжаться без соски. В своих «Десяти шагах к успешному грудному вскармливанию» девятый шаг ВОЗ сформулировала как «не давать искусственных заменителей груди и сосок-пустышек детям на грудном вскармливании» (английский оригинал, русскоязычный вариант на сайте ВОЗ и в Национальном руководстве по неонатологии 2009) Для многих неочевидно: ВОЗ дает свои рекомендации не просто так, а только основываясь на достоверных данных научных исследований, и любая рекомендация имеет под собой научную базу. В частности, узнать, почему же ВОЗ предлагает не давать грудничкам сосок, можно в главе девятой объемного документа Evidence for the ten steps to successful breastfeeding» К сожалению, в России подобные исследования практически не проводятся — это не та тема, которая интересует нашу исследовательскую медицину, и основной массив данных идет из-за рубежа. Ознакомиться с некоторыми из них можно под спойлером; если же вас не интересуют научные свидетельства, просто читайте дальше.

Исследований по тому, как влияет на грудное вскармливание использование пустышки, было очень много и наверняка будут еще; но главное в том, что результаты они дают очень похожие. Вот подборка наиболее показательных (на самом деле это только небольшая часть имеющегося объема данных, с которыми, увы, в России мало кто знаком…)

Доказательная часть

авторы (ссылка активна)странавыборкарезультат
Victora CG et al 1993Бразилия249 детей, которые были на ГВ в возрасте 1 месяцРиск того, что ребенок будет отлучен от груди в любом возрасте от 1 до 24 месяцев, в 3 раза выше у тех, кто в месяц сосал пустышку, чем у тех, кто не сосал
Barros FC et al 1995Испания605 детей, рожденных в одном роддоме в январе и феврале 1993 г.Относительный риск отлучения в возрасте от 1 до 6 месяцев, после поправки на вмешивающиеся факторы, был в 2,87 раза больше у тех, кто в возрасте 1 месяца получал пустышку по сравнению с не получающими ее
Victora CG et al 1997Бразилия450 детейДети, которые активно сосали пустышку в возрасте 1 месяца, в 2,5 раза чаще прекращали ГВ к 6 месяцам
Righard L, Alade MO, 1997Швеция82 пары мать-дитя на исключительном ГВ на 5 день после родовВ 4 месяца на ГВ оставались 91% из тех, кто не получал пустышку, и 44% из тех, кому давали соску. Причиной раннего прекращения ГВ в исследовании названа «путаница сосков»
Vogel AM et al 2001Новая Зеландия350 пар мать-дитя в возрасте 1 годаПри ежедневном использовании пустышки риск раннего завершения ГВ в 1,7 раза выше, чем без пустышки или редком ее использовании (не каждый день)
Levy SM et al 2002США1387 младенцев в АйовеСосание пустышки, особенно вместе с сосанием пальца, достоверно связано с ранним прекращением ГВ
Mikiel-Kostyra K et al 2005Польшадва последовательных опроса: первый с 11422 новорожденными, второй с 10156 младенцев до шести месяцевВыяснялись факторы риска для исключительного ГВ. Оказалось, что при нахождении в роддоме исключительному ГВ больше весго мешают, в порядке значимости: кесарево сечение, начало ГВ позже 2 часов после родов, отсутствие контакта кожа-к-коже, пустышка, разделение с матерью и проблемы со здоровьем у младенца. После возвращения домой главными факторами, из-за которых не состоялось исключительное ГВ, стали: использование пустышки, нежелание матери кормить дольше 4 месяцев, низкий уровень образования родителей.
Scott JA et al 2006Шотландия586 женщин, которые опрашивались по телефону несколько раз до достижения детьми годаК году только 19,2% детей еще кормились грудью. Продолжительность ГВ оказалась отрицательно связана с трудностями ГВ в первые 4 недели, курением матери, использованием пустышки и ранним возвращением на работу
Karabulut E et al 2009мета-анализ (разные страны!)31 исследование по влиянию пустышки на ГВРиск прекратить ГВ еще до 6 месяцев для детей, использующих пустышку, в 2 раза выше, чем для тех, кто не использует; пустышка сокращает срок как исключительного ГВ, так и ГВ вообще.
Feldens CA et al 2012Бразилияопрос 360 участниц, 210 из которых прекратили ГВ до годаПослеродовая депрессия, кормление из бутылки и использование пустышки были взаимосвязаны. Вероятность прекращения ГВ до года выше у детей, матери которых имели симптомы депрессии от средней до тяжелой, и в первый месяц жизни кормили из бутылки или давали пустышку.
Bertino E et al 2012Италия562 пары мать-дитя, опрос по телефону несколько раз до достижения детьми годаВ 6 месяце 8,9% детей на исключительном ГВ, 44,3% прекратили ГВ. В год получает грудное молоко 25,3% детей. Основные факторы прекращения ГВ — курение матери, использование пустышки и установки матери по отношению к ГВ.
Salustiano LP et al 2012Бразилия667 детей в возрасте около 6 месяцевСамые весомые факторы прекращения ГВ ранее 6 месяцев — использование пустышки и материнская занятость вне дома
Gerd AT et al 2012Швециявсе дети, родвишиеся в 2007-2008 на юго-западе ШвецииЦель — выяснить факторы, связанные с прекращением ГВ еще до достижения 1 месяца. Самый значимый фактор — использование пустышки, затем — материнское курение и проблемы ГВ.
Martins EJ, Giugliani ER. 2012Бразилия151 пара мать-дитяЦель исследования — выяснить, какие женщины кормят детей до 2 лет и дольше. Как оказалось, это матери, которые остаются с ребенком как минимум до исполнения полугода, не используют пустышки и не дают детям никаких дополнительных жидкостей до полугода.
Z M S, S J, J KN, M N B, A T. 2013Малайзияобщенациональное исследование 2006 г.Одна из частей исследования — выяснить, как соотносятся ГВ и сосание пустышки. Средняя продолжительность ГВ у детей с пустышкой составляла 11 недель, без пустышки — 18 недель. Треть всех детей, сосавших пустышку, остались без ГВ еще до 6 месяцев жизни. Пустышка была значимо связана с сокращением как исключительного ГВ, так и ГВ вообще.
Nickel NC, Labbok MH et al 2013СШАрезультаты большого общенационального исследования Infant Feeding Practices Study IIЦель — выяснить, как сказывается на продолжительности ГВ несоблюдение всех Десяти шагов к успешному ГВ. Игнорирование шага 6 (не давать заменители грудного молока) приводило к сокращению срока ГВ в среднем на 10,5 недель. Самое большое сокращение срока ГВ (в среднем на 11,8 недель) вызывало сочетание отсутствия двух шагов — Шага 4 (начинать ГВ в первый час после родов) и Шага 9 (не использовать соски).
Alves AL, Oliveira MI, Moraes JR. 2013Бразилияперекрестное исследование: 589 детей до полугода в 2003 году и 707 — в 2006 годуПродолжительность исключительного ГВ уменьшают следующие факторы: кесарево сечение — на 16%; низкий уровень материнского образования — на 20%; использование пустышки — на 41%.
Rius JM et al 2014Испания452 пары мать-дитяПри выяснении факторов раннего прекращения ГВ самыми влиятельными оказались, в порядке важности: беременность методом ЭКО; использование силиконовых накладок на соски; низкие ожидания матери относительно срока ГВ; курение матери; регулярное использование пустышки на первом месяце жизни и некоторые другие, менее значимые.

Вынесу из-под спойлера только одно исследование, проведенное дотошными австралийскими учеными (Mauch CE еt al 2012), которые хотели узнать всё о том, почему, когда и с какими последствиями кормящие мамы дают пустышки своим первым детям. Из 670 матерей в исследовании 79% давали пустышку, причем каждая четвертая это сделала по настоянию бабушки ребенка, а каждая пятая — по рекомендации медсестры или акушерки. Большая часть женщин поверила доводам, что это поможет малышу лучше спать, сделает более спокойным; каждая пятая считала, что для ребенка сосать пустышку естественно и необходимо. Результатом стало то, что большинство женщин, начавших регулярно давать ребенку соску в первые недели жизни, закончили свое грудное вскармливание еще до исполнения ребенку месяца. Вот наглядная картинка, показывающая, как по данным исследования зависела продолжительность ГВ от использования пустышки (горизонтальная ось — это срок кормления в неделях, нижняя линия графика — те, кто начал давать пустышку на первом месяце жизни; средняя — те, кто предлагал пустышку только после исполнения ребенку месяца; и верхняя — те, кто никогда пустышку своему ребенку не давал).

Что тут скажешь — большое «спасибо» за преждевременно окончившееся грудное вскармливание тем медработникам, которые убеждают матерей дать ребенку пустышку, потому что это полезно, безопасно и никак не скажется на ГВ!..

Пустышка портит прикладывание к груди и способствует травмам сосков

Это как раз одна из причин, почему некоторые матери заканчивают кормить гораздо раньше, чем предполагали. При правильном сосании ребенок добывает молоко, создавая вакуум и одновременно активно работая нижней челюстью. Чтобы хорошо взять мамину грудь, малышу нужно широко открыть ротик, и при правильном прикладывании сосок оказывается глубоко внутри, далеко от подвижных частей ротика (нижней челюсти и кончика языка). А чтобы дать ребенку соску, совершенно не требуется открывать рот широко. Соску – если есть на то желание взрослого — можно засунуть даже в закрытый рот ребенка. При сосании соски в большей степени работают другие группы мышц, и координация их происходит по-разному. Часто уже по тому, как малыш готовится поесть, видно, кормится ли он грудью или через соску: грудничок широко открывает ротик, чтобы в него удобно поместилась мамина грудь, а «искусственник» вытягивает губы трубочкой навстречу соске. Если соску получает ребенок, который еще не научился взаимодействию с маминой грудью – он может пытаться сосать мамину грудь так же, как бутылочную соску или пустышку, это явление известно под названием «путаница сосков». В таком случае малыш молока либо не получит вообще, либо получит очень мало (отсюда и растут ноги у жалоб «мой ребенок висит на груди часами, но успокаивается только после того, как получит бутылочку»).

Еще один неприятный эффект использования соски: это ведь неживой предмет, который никак не может реагировать на его «терзание». Ребенку, особенно в период прорезания зубов, может нравиться кусать и жевать соску. То же самое он попытается проделывать с маминой грудью при кормлении, ведь для него и то, и другое объект сосания. И мамино недовольство будет для него совершенно непонятным, послужив лишним поводом выбрать более предсказуемый и «надежный» предмет…

Наглядная иллюстрация этой проблемы: по опросу, проведенному в сообществах Живого Журнала lyalechka и malyshi, где приняло участие 580 мам, использование пустышки так соотносилось с болью в сосках в первые дни кормления:

(источник: https://meridian-30.livejournal.com/119922.html )

Пустышка приводит к отказу от груди

Взаимодействие с маминой грудью сложнее, чем взаимодействие с соской. Не «труднее», а именно сложнее и разнообразнее. Из маминой груди молоко течет с разной скоростью – на приливе струи могут буквально брызгать в ротик малыша, а иной раз приходится поработать, добывая «заднее» молочко, богатое жирами, но и медленнее покидающее грудь. Малыш, получающий только мамину грудь, через некоторое время привыкает к ее особенностям и знает, например, что если потрудиться над вроде бы пустой грудью, то скоро пойдет прилив молочка. А если ребенок привык к постоянному потоку из бутылочной соски или к засыпанию с пустышкой, откуда вообще ничего не льется – «поведение» маминой груди, непредсказуемое по сравнению с постоянством соски, заставляет кроху нервничать. Поэтому случается, что малыш отрывается от маминой груди (где молоко-то есть), и к маминому недоумению начинает плакать. Получив же соску – успокаивается.

Другая сторона той же проблемы заключается в том, что мамина грудь выполняет в жизни малыша две важные функции: насыщение и успокоение. Обе функции одинаково важны, ведь маленький ребенок получает удовольствие не только от вкусного молочка, но и от самого процесса сосания. Очень часто малыш, имеющий опыт кормления грудью, сам активно отказывается от попыток мамы «обеспечить резиновую замену», выплевывая соску. Но если мама будет настаивать – крохе ничего не останется, как согласиться. А спустя некоторое время ребенок так хорошо усвоит урок «грудь имеет смысл сосать только для получения молока», что начнет отворачиваться от груди, когда поток молока иссякает. Как раз в возрасте около 3-4 месяцев жизни малыша многие матери перестают ощущать приливы молока, либо молоко начинает приливать не сразу, а только после того, как ребенок сделает несколько сосательных движений. Но там, где не знающий соски кроха будет прилежно сосать, зная, что молоко теперь приходит не сразу, привыкший к пустышке ребенок отказывается сосать без прилива — бросает грудь. Ведь с его точки зрения, просто сосать нужно резиновую пробочку, а мамина грудь, из которой теперь не бегут немедленно потоки молока, для «сосания вхолостую» не годится!..

Безусловно, всегда находятся семьи, где малыши получают пустышку и при этом продолжают благополучно кормиться маминой грудью, минуя все уже перечисленные проблемы. Даже если мы посмотрим на приведенные выше графики, мы увидим на них, что есть некоторое количество грудничков с пустышкой, где «все хорошо». Только вот никто заранее не сможет предсказать, чем обернется пустышка для конкретного ребенка, будет ли продолжаться грудное вскармливание или закончится, при активной помощи «коварного друга». Причем вероятность потерять кормление грудью, как мы помним, в несколько раз выше, чем сохранить его. И даже если оно сохранится — с пустышкой связаны и другие осложнения для здоровья ребенка….

Пустышка портит прикус

Неправильное сосание, которое развивается у ребенка в результате использования пустышки, имеет очень долговременное влияние: глубоко вникшие в эту тему специалисты говорят о проблемах не только в период грудного вскармливания, но и всей дальнейшей жизни. Движения, отработанные во младенчестве, сохраняются навсегда, и привычка к сосанию пустышки дает о себе знать у взрослого человека. Происходит это из-за того, что принцип сосания груди и резиновой соски различается кардинальным образом. И это зависит не от внешнего вида соски, как стараются убедить нас пустышек и бутылок в форме груди, а прежде всего от качества того, что попадает в рот ребенку. Мамина грудь – очень мягкая и, попадая в ротик ребенка, подстраивается под его форму. А искусственная соска, наоборот, относительно непластична, поэтому уже ротовой полости ребенка приходится приспосабливаться под введенный в нее посторонний объект.

В то время, когда ротовой аппарат недавно появившегося на свет крохи активно растет и развивается, любой предмет, помимо груди, негативно влияет на формирование челюсти, зубов, форму неба. Соска создает во рту непредусмотренное природой давление, которое приводит к подвижкам зубов. Доктор Джон Нил (Dr. John R. Neil), австралийский исследователь, обнаружил, что язык детей, сосущих грудь или соску, работает по-разному. Груднички совершали перистальтические (волнообразные) движения язычком, которые помогали добываемому из груди молоку продвигаться к глотке. А дети, которым давали соску, делали выталкивающие движения языка (язык движется как поршень). Результаты исследования показали, что все груднички, которые никогда не получали соску, сосали грудь с физиологичным, волнообразным движением языка. Среди тех, кто вместе с грудью сосал соску, у 13 детей были поршневые, а у 18 волнообразные движения языка. Наконец, оказалось, что все без исключения дети, у кого язык двигался как поршень, получали соску.

Все это приводит к неправильному функционированию стоматогнатической системы (включающей в себя глотку, зубной ряд и ротовую полость). Недавнее исследование бразильских ученых Silveira LM et al 2013, после изучения оральных навыков 125 малышей в возрасте 9 месяцев пришло к выводу, что грудное вскармливание влияет на работу стоматогнатической системы позитивно, а вот сосание пустышки, напротив, угнетает сосательные и жевательные навыки и ассоциируется с плохим развитием соответствующих мышц. А ведь часто встречается совершенно противоположное убеждение!..

Брайан Палмер, доктор стоматологии, известный специалист по влиянию грудного вскармливания на детское здоровье, потратил на исследование деформаций полости рта около тридцати лет. Все эти годы он отстаивал точку зрения, что сосание ребенком пустышки или бутылочной соски является критическим фактором для нарушений в развитии челюстно-лицевого аппарата. Ознакомиться с некоторыми презентациями доктора Палмера, переведенными на русский язык, можно на сайте Ла Лече Лиги Россия . Если же вы хорошо воспринимаете английский текст, можно сразу выйти на сайт доктора Палмера. Результаты последних стоматологических исследований, показывающих влияние пустышки на формирование прикуса, смотрите под спойлером.

Некоторые данные о влиянии пустышки на прикус

авторы (ссылка активна)странавыборкарезультат
Montaldo L et al 2011Италияопрос родителей 1451 ребенка от 7 до 11 летНепитательные привычки сосания (такие как соска) ассоциировались с нарушениями прикуса, открытым передним прикусом, неправильным ростом моляров
Romero CC et al 2011Бразилия1377 детей от 3 до 6 летДети, которые никогда не были на ГВ, имели в 7 раз больший риск иметь открытый передний прикус, чем те, кто был на ГВ дольше 12 месяцев, и более чем в 9 раз по сравнению с теми, кто был на ГВ дольше года и при этом не сосал пустышку. Каждый год сосания пустышки увеличивает риск развития неправильного прикуса в 2,38 раза.
Franco Varas V, Gorritxo Gil B. 2012Испания225 детей от 2 до 10 летИспользование пустышки значительно ухудшает прикус у детей. Причем, если привычка к сосанию пустышки была оставлена рано, то нарушенный передний прикус еще может исправиться, но проблемы с задним прикусом остаются навсегда.
Bueno SB et al 2013Бразилия138 детей в возрасте от 4 до 5 летИспользование пустышки — самый вредный фактор для формирования нарушенного прикуса, который повышает вероятность формирования переднего открытого прикуса в 3,33 раза, неправильного формирования заднего прикуса — в 5,26 раза.

Пустышка увеличивает риск инфекций

Итак, движение языка во время глотания критически важно для нормального развития ротовой полости, дыхательных путей, формы лица, правильного прикуса и расположения зубов. В частности – это только одна из частностей! – была отслежена закономерность, из-за которой «искусственники» в четыре раза чаще грудничков болеют отитами: давление соски на район около границы твердого и мягкого неба приводит к неправильному развитию и функционированию аппарата евстахиевых труб. В первую очередь это относится к ситуациям, когда ребенок ест из бутылки с соской; но и груднички, получающие «всего лишь» пустышку, заметно чаще подвержены приступам острого отита (Salah M et al 2013 и другие данные ниже).

Помимо неправильного формирования челюстно-лицевого аппарата из-за непредусмотренного природой давления на небо, на сосках очень хорошо размножаются различные болезнетворные организмы. Так, исследование D J Manning et al 1985 показало, что 44% лабораторно изученных детских пустышек оказались заражены грибком кандиды, которая является причиной молочницы. Подтверждением этого стали данные Sio et al, 1987 — у малышей, сосавших соску, молочница во рту встречалась вдвое чаще, чем у тех, кому родители пустышку не давали.

Еще больше научных данных о связанных с пустышкой инфекциях

Исследование Niemela, Uhari & Mottonen, 1995 показало, что дети, сосущие пустышку в возрасте от года до трех лет, на 25% чаще были подвержены приступам острого отита. Для грудного вскармливания связей с отитом обнаружено не было.

Исследование Jackson JM, Mourino AP 1999 состояло из 200 детей в возрасте до года. Риск развития среднего отита был вдвое выше у детей, которые сосали пустышку, и в пять раз выше, если ребенок был на искусственном вскармливании или посещал ясли.

Исследование Niemela M, Pihakari O, Pokka T, Uhari М. 2000 выяснило, что если родителей малышей от 7 до 18 месяцев предупреждали об опасностях использования соски (об этом подробно рассказывал медперсонал, с выдачей специальных листовок) и родители сокращали использование пустышки, то количество случаев отита сокращалось на 29% по сравнению с контрольной группой. Если же дети вообще не сосали пустышку, то случаев отита было меньше на 33%.

Итальянская группа ученых Festini F et al 2012 рассмотрела две группы малышей от года до трех: 63 ребенка, у которых был по меньшей мере один эпизод диареи или энтеральной инфекции на первом году жизни, и 78 без таких эпизодов. В первой группе 61,9% детей начали получать пустышку на первом месяце жизни, и более чем в два раза меньше — 29,4% — во второй.

Пустышка может травмировать

Уж об этом большинство мам вообше не задумывается. До тех пор, пока кого-то это не коснется… А различные травмы на фоне использования пустышки возникают не так уж и редко.

Мукоцеле — киста слизистой оболочки рта, доброкачественное образование, которое, однако, может требовать удаления хирургом или стоматологом. Исследование Alves LA et al 2010 утверждает, что у детей мукоцеле нижней губы часто возникает на фоне неадекватного использования пустышки.

Есть еще и «просто травмы». Например, в 2012 году в США провели ретроспективный анализ всех случаев, когда дети попадали в хирургию в связи с использованием бутылочек, пустышек и поильников, за 20 лет (с 1991 по 2010 годы включительно). Оказалось, что за это время лечились с такими травмами 45 398 детей младше трех лет, в среднем только в США более 2200 случаев ежегодно (кто бы мог подумать, да?..) Большинство проблем связано с использованием бутылок (65,8%), далее шли пустышки (каждая пятая из этих травм). Чаще всего страдали годовалые дети, самая частая травма — разрыв рта, полученный при падении ребенка с бутылкой или соской во рту. Подробности — в исследовании Keim SA et al 2012.

Возражения против ограничения пустышки…

Но как же гулять без пустышки? Ребенок наглотается холодного воздуха в открытый ротик… Большинство малышей не гуляет с открытым ротиком. Ротик у ребенка на прогулке может быть открыт по нескольким причинам:

— если у него заложен носик и ему тяжело дышать ртом — но надо ли выносить на холодный воздух ребенка с заложенным носиком, то есть простуженного?..

— если малыш заснул в коляске так, что у него оказалась запрокинута головка — в этом случае достаточно подложить подушечку или еще что-то, чтобы головка переместилась из запрокинутого в обычное положение;

— если ребенок плачет — и в этом случае плач служит сигналом стресса ребенка; желательно постараться этот стресс устранить, вместо того, чтобы просто дать пустышку. Стресс может быть связан, например, со слишком длительной прогулкой (немало матерей гуляют «по часам», потому что им сказали, что полезно для здоровья ребенка гулять ежедневно столько-то часов — но какая же будет польза, если ребенок разнервничался до плача?!); или с тем, что малыш хочет быть не в коляске, а поближе к маме, и гулять тогда лучше попробовать с ребенком на руках или в слинге вместо коляски.

В мире сотни тысяч матерей, которые никогда не давали своим детям пустышку, и это не мешает им гулять на улице. Пустышка просто не является необходимым предметом ни на улице, ни в детском приданом вообще — если только мама не планирует длительных отлучек, таких как выход на работу или учебу, когда никак нельзя избежать длительных периодов нахождения малыша без мамы.


Мать не должна позволять ребенку использовать себя вместо пустышки. Все-таки активная реклама искусственного вскармливания имеет очень сильное влияние на общество, кормящих матерей и их представления о том, что является нормой, а что нет. «Использовать мать вместо пустышки» подразумевает, что для говорящего нормальным является искусственное вскармливание, а кормление грудью не воспринимается как ситуация нормы. Представьте, что вам кто-нибудь скажет: «Ты не должна позволять своему мужу использовать себя вместо резиновой женщины!» Наверное, вы будете шокированы самой постановкой вопроса, когда кто-то в принципе считает нормальным при живой жене отдавать предпочтение резиновой женщине; но ведь когда матерей упрекают в том, что они дают ребенку «использовать себя вместо пустышки», то речь идет о том, что давать ребенку соску как бы нормально, а общаться с теплой, живой, любимой мамой — нет!..

Если у ребенка сильная потребность в сосании, то нельзя обойтись без пустышки: у матери просто не останется никакой жизни, она будет вынуждена бесконечно кормить. Действительно, у разных малышей разная потребность в сосании. И есть некоторые дети, которые, кажется, готовы сосать бесконечно. Сосут, срыгивают, опять хватаются за грудь… И очень часто в этой ситуации маме советуют: дай пустышку, ведь нельзя же кормить круглые сутки. Но это ложный путь!.. Если ребенок стремится все время сосать, и это желание не удовлетворяется маминым молоком — значит, ребенка что-то беспокоит, помимо обычного голода. И нужно искать и устранять причину этого беспокойства, а не затыкать ребенка пустышкой. Когда кормящая мама жалуется врачу, что ребенок постоянно хочет сосать, а врач говорит: «Значит, он нуждается в пустышке» — по сути это абсолютно то же самое, как если бы мама обеспокоилась, что у ребенка постоянно повышенная температура, а врач вместо поиска причины и назначения адекватного лечения посоветовала бы постоянно давать аспирин. На практике, при повышенной потребности в сосании обычно оказывается полезной встреча с остеопатом: часто так проявляет себя смещение позвонков, ущемление нервов или некоторые другие особенности ребенка, которые остеопат в силах исправить. Словом, если вы понимаете, что есть проблема, то нужно саму проблему и решать, а не давать пустышку, потому что с ней проблема становится не так заметна, как при кормлении только грудью…

Ирина Рюхова для «Нового уровня»

Перейти к другим интересным статьям по ГВ для мам

или почитать статьи для специалистов

Наши полезные и интересные вебинары для кормящих мам

Пустышка предотвращает западение языка во сне?

У взрослых есть заболевание – рохнопатия или храп. У детей, имеющих поражения центральной нервной системы, он тоже бывает – во время засыпания происходит расслабление мышц мягкого неба, оно начинает нависать и перекрывать верхние дыхательные пути. При этом может возникать западение языка и остановка дыхания во сне. Может ли человек таким образом задохнуться? Вряд ли, потому что во время нарушения дыхания происходит активация нервов и раздражение углекислым газом центров головного мозга, и человек либо переходит в состояние поверхностного сна, либо просыпается.

У детей это состояние возникает только в тех случаях, когда нервная система не сформировалась. Тогда, конечно же, пустышка будет являться тем удерживающим фактором, который не даст языку западать. Но это ни коим образом не спасет малыша от опускания и нависания мягкого неба, поэтому такие детки должны наблюдаться неврологами. Говорить, что пустышка – это единственное их спасение от остановки дыхания во сне, мы не можем.

Такое состояние может возникнуть и у детей, имеющих чрезмерно большой язык – например, когда есть патология щитовидной железы. В этом случае пустышка также поможет предотвратить западение языка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]