Неправильный прикус у ребенка: вовремя выявить и исправить!


Виды

Существует несколько видов аномалий окклюзии, в детской ортодонтии выделяет шесть.

Выделяют следующие виды:

  • глубокий – для него характерно избыточное перекрытие верхней челюсти нижней;
  • перекрестный – при этом нарушении смыкания отмечается недоразвитие челюстей с одной стороны, с характерным пересечением нижней и верхней зубных дуг;
  • мезиальный — для него типично выдвижение нижней челюсти вперед, при этом нижние резцы перекрывают верхние;
  • открытый — при этом нарушении отсутствует смыкание верхних и нижних резцов, у пациента выявляется щель между ними;
  • дистальный – при этой аномалии верхние резцы выдвигаются вперед, этот признак сочетается с недоразвитием нижней челюсти и уменьшением нижней части лица;
  • заниженный – характерно заниженное смыкание, вследствие преждевременного стирания зубов.

Перед тем как начать коррекцию необходимо установить тип нарушения окклюзии.

А что, если прикус не корректировать?

Аномалии окклюзии доставляют своим обладателям физический и психологический дискомфорт. Психологические проблемы являются более значимыми для детей и подростков, так как кривые зубы часто становятся поводом для насмешек. Физический дискомфорт присоединяется уже в зрелом возрасте, когда ресурсы организма истощаются. Неправильное распределение нагрузки при жевании приводит к проблемам в височно-нижнечелюстными суставами, быстрому истиранию эмали, заболеваниям пародонта. Ускоренное разрушение зубов требует проведения дорогостоящего протезирования в гораздо более раннем возрасте, чем могло бы быть при отсутствии аномалий окклюзии.

Причины развития

Почему у ребенка развивается неправильный прикус, причины его возникновения делятся на врожденные и приобретенные.

Причины врожденного неправильного прикуса:

  • инфекции, поражающие плод;
  • заболевания матери, осложняющие развитие плода;
  • травмы живота матери;
  • негативное действие ядов и лекарств;
  • травма лицевых костей младенца во время родов;
  • врожденное укорочение уздечки языка и губ.

В отличие от врожденных, приобретенные нарушения смыкания обусловлены заболеваниями и вредными привычками.

К этим причинам относятся:

  • злоупотребление пустышкой;
  • малыш постоянно сосет и грызет предметы (карандаш, палец);
  • вредные привычки (закусывать губу, подпирать подбородок);
  • отсутствие протезирования, выпавших раньше времени зубов;
  • Последствия перенесенного рахита в возрасте до одного года;
  • патологии ЛОР органов, с нарушением носового дыхания (деформация носовой перегородки, увеличение аденоидов);
  • эндокринопатии;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • патологическая поза во сне;
  • обширный кариес коренных зубов;
  • травмы лицевой части черепа;
  • злокачественные опухоли костей лица;
  • гнойно-некротические процессы челюстей (остеомиелит, периостит);
  • раннее или запоздавшее прорезывание зубных единиц.

Часто формирование дефектов смыкания вызывает несколько причин. Их необходимо выявить, чтобы определит оптимальную тактику коррекции дефекта.

Признаки патологии окклюзии

Определить «правильность» прикуса визуально в большинстве случаев невозможно. Это под силу врачу-ортодонту, которому крайне желательно показывать ребенка ежегодно, начиная с прорезывания молочных зубов и до завершения формирования постоянного прикуса. Специалист может выявить наметившуюся проблему, и даже предпосылки к тому, что прикус может формироваться неправильно.

Например, скученность молочных зубов значительно осложняет процесс прорезывания постоянных. Коренные зубы крупнее молочных, потому им в принципе нужно больше места для того, чтобы занять правильное положение в зубном ряду.

При осмотре зубов ребенка родители вряд ли смогут оценить симметричность и равномерность развития челюстей, правильность расположения зубов в зубном ряду. Но есть другие проявления, наличие которых может свидетельствовать о проблемах с окклюзией или предрасположенности к развитию ортодонтических аномалий:

  • Неправильное дыхание. Мы можем дышать ртом, если, подхватив сезонное ОРВИ, страдаем от насморка. Это нормально. Совсем другое дело, если ребенок дышит через рот все время по привычке или из-за наличия увеличенных аденоидов.
  • Храп. Храпеть во сне дети могут только при наличии серьезных нарушений в развитии зубочелюстной системы. Оставлять эту несвойственную детскому возрасту особенность без внимания не стоит. Мало того, что можно пропустить лучшее время для коррекции прикуса, так еще во время сонных апноэ головной мозг недополучает кислород, что может сказаться на умственных способностях растущего человека.
  • Определенные черты лица. Значение имеет строение и пропорциональность нижней трети лица. Подбородок не должен быть ни излишне массивным, ни наоборот скошенным назад. Верхняя челюсть также не должна быть наиболее выступающей частью лица, так как это свидетельствует о ее гипертрофии.
  • Нарушения осанки. Изменения прикуса вследствие сколиоза и других нарушений в опорно-двигательной системе могут развиться как компенсаторная реакция организма, которому нужно любой ценой развить координацию движений и способность удерживать вертикальное положение тела.

Как заподозрить развитие дефекта

Как определить неправильный прикус у малыша. Заподозрить формирование этой проблемы под силу даже неспециалисту.

Перечислим наиболее характерные признаки:

  • неровность зубных дуг;
  • скученность зубов и разворот их вокруг оси;
  • рост единиц в неположенном месте;
  • щели между зубами;
  • наличие лишних единиц;
  • излишнее перекрытие верхней или нижней челюстных дуг;
  • нет смыкания резцов;
  • асимметрия лица;
  • выдвижение одной из челюстей вперед;
  • постоянно открытый рот;
  • затруднение носового дыхания;
  • патологическое истирание зубов;
  • следы травм на внутренней поверхности губ, языка, щек;
  • повышение тонуса мышц лица;
  • затруднение пережевывания пищи;
  • затруднение образования звуков.

Обнаружив у своего малыша один или несколько из перечисленных признаков, родители должны как можно быстрее показать его ортодонту.

В каком возрасте лучше проводить коррекцию

С какого возраста можно начать исправление прикуса у детей.

Неправильный прикус у ребенка 1 года определить невозможно. Заподозрить его возможно, если он есть у родителей. Неправильный прикус у ребенка с 2 лет до возраста в 3 года корректируется только с помощью профилактических мер.

Они включают:

  • грудное вскармливание до года;
  • своевременное введение жесткой пищи в рацион;
  • использование ортодонтических пустышек;
  • следить за позой малыша во время сна;
  • своевременно лечить кариес молочных зубов;
  • при их ранней потере необходимо протезирование.

У малыша нужно лечить соматические заболевания, которые способны нарушить развитие зубочелюстной системы.

В каком возрасте исправляют прикус у детей. Активную коррекцию начинают в возрастном промежутке от 3 и до 5 лет.

Проводятся следующие мероприятия:

  • пресечение вредных привычек;
  • применение вестибулярных щитов;
  • миогимнастика лица;
  • при ранней потере зубов выполняют протезирование.

В пятилетнем возрасте проводят пластику короткой уздечки языка и губ.

В возрасте 7 лет и старше вплоть до подросткового возраста проводят коррекцию различными устройствами для съемной коррекции.

К ним относятся:

  • ортодонтические пластинчатые устройства;
  • трейнеры;
  • каппы;
  • внеротовые аппараты.

Начиная с подросткового возраста 12–13 лет, исправляют дефект при помощи различных моделей брекет-систем.

У подростков начиная с 16 лет для коррекции небольших косметических дефектов зоны улыбки, используют виниры и коронки.

Как исправить прикус у ребенка, какие методы коррекции применять решает только ортодонт.

Особенности теневой картины временных зубов

На рентген-снимках корни молочных зубов короче, а угол бифуркафии у моляров больше, чем у постоянных зубов. Корневые каналы более широкие, а зубная полость – больше по объему. Величина периодонтальной щели у ребенка может изменяться, и это считается вариантом нормы.

Фолликул зуба выглядит на рентгенограмме как просветление округлой формы и имеет четкий ободок уплотнения. В его полости расположен зачаток, который видоизменяется на разных стадиях. Сначала по режущему краю заметны точки, которые постепенно образуют единый контур коронки.

Коррекция дефекта

Коррекция осуществляется консервативными и оперативными методами.

Консервативная терапия

Для аппаратной коррекции применяются съемные и несъемные корректирующие устройства.

К ним относят следующие устройства:

Для коррекции используют:

  • вестибулярные шиты – применяются для того, чтобы отучить малыша сосать пальцы и другие предметы;
  • трейнеры применяются для коррекции легких аномалий, выравнивают позиции отдельных единиц в зубной дуге;
  • корректирующие пластинки – это пластины из пластика и металла, используются для коррекции аномалий во время замены зубов, они относятся к саморегулируемым устройствам;
  • элайнеры – силиконовые формы из силикона, придающие физиологичный изгиб зубной дуге.
  • брекеты – несъемная ортодонтическая конструкция для коррекции самых сложных дефектов зубного ряда и аномалий;
  • внеротовые приспособления – применяются для коррекции тяжелых аномалий, когда нельзя устанавливать брекеты.

Устройства для коррекции нарушения окклюзии и положения отдельных зубов выбираются из тяжести дефекта и возраста. Можно ли исправить прикус, применяя только консервативные методы. В большинстве случае применения этих аппаратов бывает достаточно.

Оперативное лечение

Оперативные методики применяю только в самых тяжелых ситуациях, когда применение консервативных методов не устранили дефект. Применяются только в подростковом периоде и у взрослых только в случае серьезных деформаций лицевого скелета.

Показаниями для проведения являются:

  • грубая асимметрия лица;
  • грубые аномалии окклюзии;
  • недоразвитие подбородка.

После операции проводится реабилитация длительно в течение не менее пяти месяцев.

Осложнения

В случае если не проводится коррекция аномалий, то у малыша страдает не только внешность. Последствиями нарушения окклюзии являются многочисленные соматические патологии.

На что влияет аномалия:

  • развиваются болезни пищеварительного тракта;
  • распространенный кариес;
  • образование зубных отложений;
  • воспалительные процессы в полости рта;
  • нарушение осанки;
  • дыхательные нарушения;
  • нарушение процесса пережевывания пищи;
  • ранее выпадение зубов.

У малыша развиваются артикуляционные нарушения, и страдает произношение звуков.

Профилактика

Профилактика нарушений начинается еще у годовалого ребенка. Необходимо следить, чтобы малыш не сосал палец и другие посторонние предметы, чтобы формировалось правильное смыкание. Надо применят только ортодонтические пустышки.

У ребенка старшего возраста профилактические мероприятия составляют:

  • лечение кариозных поражений;
  • протезирование зубов, утраченных преждевременно;
  • предупреждение развития рахита.

Надо своевременно водить малыша на осмотр к врачу ортодонту, чтобы своевременно выявить нарушения смыкания и решить вопрос о его исправлении.

Нарушение окклюзии – дефект, который грозит не только косметическими дефектами, но и развитием большого количества серьезных болезней. Родители должны в случае малейшего подозрения на развитие этой аномалии вести малыша на осмотр к ортодонту.

Отклонения от нормы


Самая распространенная причина отклонений от нормы – аномалии развития, врожденные патологии и родовые травмы. Зачастую травмы происходят, если голова плода не соответствует размерам родовых путей матери. Однако практически все последствия можно исправить к первому году жизни.

В этот период необходимо выполнять ряд рекомендаций, связанных с уходом за малышом. Нередко неправильная форма головы (затылочной части) – это следствие долгого лежания на спине. Плоский затылок иногда указывает на недостаток витамина D, из- за чего у маленьких детей развивается рахит. Когда родничок еще открыт, не рекомендуется направлять на голову малыша струю воды.

Врожденные заболевания вылечить гораздо сложнее. Особенно опасным является водянка головного мозга или гидроцефалия. Выявить его можно еще в период беременности и сразу приступить к лечению.

Иногда встречается патологическая деформация головы у ребенка:

  • скошенный затылок (плагиоцефалия);
  • искривление затылочного и лобного участка (скафоцефалия);
  • вытянутая форма (акроцефалия).

Асимметрия и искривление черепа часто приводят к неврологическим патологиям, а также отставанию в физическом и умственном развитии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]