Системный подход к моделированию фронтальных зубов

Мы сейчас участвуем в Марафоне для детей «Здоровые зубки» и специально для этого подготовили интересный мастер-класс — пластилинографию «срез зуба». Выполняя этот мастер-класс мы познакомимся со строением зуба и сможем легко запомнить названия не зазубривая их!

Ну и конечно мы выбрали яркие краски и финальная работа нас очень порадовала! Для более легкой работы выбирайте восковой пластилин, он легче поддается коррекции и лучше размазывается на плоскости.

Совет: если вам тяжело скатать тоненькие жгутики для кровеносных сосудов, вы можете сделать их при помощи шприца или в качестве альтернативы, сделайте их из красной нитки!

В качестве ориентира мы взяли следующую схему (заодно можно потренировать английский):

Зуб из пластилина. Пошаговая лепка.

Как много тратят родители времени, нервов и сил на то, чтобы уговорить своего ребенка сходить на прием к стоматологу. Но данная процедура крайне необходима, ведь все взрослые знают о последствиях, которые могут возникнуть, если вовремя не заметить кариес. Но как же объяснить это детям? Все малыши панически боятся врачей, а тем более, стоматологов.

Предлагаем вам поэкспериментировать и превратить напрасные уговоры в увлекательную игру. Слепите зубы из пластилина. С одной стороны, вы весело и с пользой проведете время вместе со своими детьми, с другой, поведаете им важную информацию, докажете, что ходить к стоматологу крайне необходимо. В данном уроке лепки мы покажем, как слепить зубы из пластилина. Придадим им смешной мультяшный вид. Один зубик у нас будет здоровым – с улыбкой, другой – печальный и больной кариесом. Итак, приступим к нашему эксперименту.

Для лепки зубов из пластилина понадобятся:

  • белый пластилин – в первую очередь;
  • серый, голубой и черный – маленькие крохи дополнительных оттенков;
  • стека – острый пластмассовый инструмент.

1. Естественно, зубы должны быть белыми, поэтому только такой цвет подойдет для работы, если, конечно, вы не собираетесь изображать золотые или серебряные коронки.

2. Сделаем два зуба, поэтому следует поделить брусочек пополам и скатать два шарика.

3. Вытяните шарики в стандартные капли.

4. Более острую часть каждой объемной заготовки надрежьте, чтобы показать корень зуба.

5. Более широкую часть сделайте плоской и похожей на поверхность зуба подушечками пальцев.

6. Один зуб – здоровый – оставьте без изменений, второй – исполосуйте сверху стекой и прикрепите маленькое серое пятно.

7. Итак, первый зубик у нас здоров и он радостный. Прикрепите глазки и сделайте стекой улыбку.

8. Второй зубик больной кариесом и печальный. Прикрепите глазки и сделайте стекой грустное выражение мордочки.

Вот такая зубная фантазия получилась. Теперь самое время придумать увлекательную сказку о двух белых братьях, один из которых страшно боялся стоматологов. Скорее всего, ребенок сразу поймет о ком из зубов идет речь.

moy-karapuzik.ru

Что нужно знать?

Идти на экзамен нужно не с пустой головой, надеясь на авось или на то, что все мы с детства умеем лепить. На экзамене многие понимают, что лепить они не умеют. Если охарактеризовать большинство работ абитуриентов на экзамене, то “ЭТО ФИАСКО, БРАТАН” – иначе и не назовешь.

К моменту поступления я рекомендую приобрести хотя бы
минимальный багаж знаний:

Во-первых, нужно знать какие существуют группы зубов. Их всего 4:

1. Резцы

2. Клыки

3. Премоляры

4. Моляры

Расположение зубов и их виды

Во-вторых, нужно знать три признака зуба, которые я постараюсь объяснить простым человеческим языком, и продемонстрирую на изображениях:

Признак угла коронки:
если смотреть на лицевую (вестибулярную) сторону зуба, то мы можем увидеть 2 угла: ближний к центру челюсти (медиальный) и дальний относительно центра челюсти (дистальный).

Так вот ближний угол должен быть острый, а дальний – закругленный.

Признак угла коронки (к центру угол острый)

Признак кривизны коронки:ближняя к центру половина коронки более объемная и выпуклая, нежели дальняя от центра половина. Зуб со стороны медиального (центрального) края имеет более крутой изгиб, нежели со стороны дистального (дальнего) края.

Признак кривизны коронки (центральная половина зуба более выпуклая)

Признак кривизны (наклона) корня:корни зуба или их верхушки отклоняются в дистальном (от центра в дальнюю сторону) направлении относительно продольной оси зуба.

Окончание корня устремлено от центра дистально

То что я перечислил выше – это основные моменты и их нужно просто понять.

В-третьих, необходимо приучить себя смотреть на зубы.

Автор, у тебя там часом крыша не поехала? – подумаете Вы. Но поверьте, это замечательная практика и тренировка для глаз. Таким образом Вы научитесь различать особенности формы зубов.

Эта практика на первых парах окажется полезнее, чем чтение и зубрение особенностей формы того или иного зуба.

Зуб из пластилина. Урок лепки.

Для малышей лечение зубов – это злободневная тема, особенно, если не доносить до них важную информацию о том, почему нужно следить за состоянием своего рта. Первое и главное, чему должны научить детей родители, это ежедневная гигиена и чистка зубов. Предлагаем вам сделать вместе с детьми дошкольного возраста милую поделку – зуб. Она станет наглядным пособием, на котором можно показать ребенку всю важность здоровых зубиков для организма. Это отличный способ провести интересный познавательный урок, придумайте историю о здоровом и больном зубиках, а процесс лепки вы сможете узнать из нашего мастер-класса. Как вы все уже догадались, сегодня мы расскажем вам, как слепить зуб из пластилина.

1. Подготовьте примерно треть брусочка белого пластилина для работы и инструмент для резки материала.

№1

2. Скатайте овальную деталь – основу будущего зуба.

№2

3. Разрежьте нижнюю часть стекой, чтобы выделить корни. Это будут ноги нашего зубного человечка.

№3

4. Закончите формирование фигурки, слегка примяв верхнюю поверхность пальцем.

№4

5. Сделайте белого человечка веселым, прикрепив глаза, нос и обозначив улыбающийся ротик.

№5

6. По бокам присоедините две ручки из белого пластилина.

№6

7. Нужно показать, что зубик любит купаться и чистить себя с помощью щетки и пасты. Скатайте три разноцветные полоски.

№7

8. Переплетите их между собой, формируя трехцветную зубную пасту.

№8

9. Прикрепите немного пасты на макушку.

№9

10. Сделайте также щетку из белого и любого другого пластилина. В основу держателя поместите спичку, а щетинки обозначьте стекой.

№10

11. Вставьте щетку в руку зубному человечку, теперь он готов отправляться на чистку.

Итоговый вид поделки.

Вот такая смешная поделка сможет красоваться на полочке в ванной и напоминать ребенку о том, почему нужно ежедневно чистить зубы утром и вечером. Такой человечек с удовольствием украсит баночку для хранения зубных щеток.

podelkisvoimirukami.ru

В целом про подготовку и учебу

Мы живем в такое время, когда информацию не то что можно, а необходимо черпать лопатой, тем более у нас есть для этого все ресурсы и возможности. Интернет полон различных источников в которых содержится вся информация, необходимая нам, чтобы стать специалистами. Нужно только научиться фильтровать ее и брать только то, что действительно полезно знать (ну это придет с опытом).

С другой стороны в слишком большом потоке информации можно повязнуть по самую шею и потерять нить истины, запутаться и разочароваться в учебе. Именно поэтому я рекомендую дозированно читать литературу и постепенно пытаться на практике применять эти знания. Т.е. немного почитал, определил некоторые моменты и сел нарисовал. Потом опять почитал, выделил что-то новое — откорректировал рисунок или заново нарисовал.

Наша профессия такова, что при правильной учебе количество перерастает в качество и от этого ты никуда не убежишь. Просто нужно больше практиковаться и удача непременно настигнет!

Удачи в постижении профессии!

Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности.

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3).

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок.

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы.

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка.

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке.

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка.

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба.

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность.

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности.

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок.

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок.

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность.

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти.

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная.

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок.

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

dentalmagazine.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]