Моделирование зубов и Полное Сьёмное ) / Моделирование зубов / 104.Художественное моделирование зубов


Анатомическое моделирование по Шульцу

Основной принцип технологии — разделение каждого зуба на сегменты.

Анатомическое моделирование предполагает создание моделей зубов из воска с соблюдением естественной морфологии. Основное внимание при этом уделяется тем их элементам, которые участвуют в смыкании челюстей (окклюзии). Основной принцип этой методики – разделение каждого зуба на сегменты и точное воспроизведение их на восковой модели. Работа по созданию моделей фронтальных зубов осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Нанесение сепарационного агента на гипсовую культю, затем надевание на нее полимерного колпачка.
  2. Обозначение воском контрастного цвета края колпачка.
  3. Моделирование на гипсовой культе конусов, размеры которых основаны на параметрах соседних зубов.
  4. Нанесение воска по резцовому краю с проверкой правильности функции в артикуляторе.
  5. Создание моделей выпуклых медиальных и дистальных валиков.
  6. Проверка наклона зубов относительно дистального края.
  7. Удаление излишков воска вдоль краев.

По аналогичному алгоритму производится воссоздание моделей зубов других групп, с учетом их природных особенностей и функций.

Моделирование зубов Ломиашвили

Автор методики – Лариса Ломиашвили, разработавшая технологию модульного моделирования прямым методом, то есть непосредственно в полости рта. Главный принцип – максимально точное воспроизведение естественных форм, особенно для зубов верхней челюсти, являющихся для стоматолога наиболее сложными из-за затрудненного доступа.

В учебнике Ломиашвили дается подробное описание

Эта методика дает возможность моделировать зуб непосредственно в ротовой полости.

особенностей анатомического строения всех зубов, с бугорками, углублениями, валиками, бороздами. Восстановление этого строения производится по модульной технологии. На центральный модуль накладывается композитный материал той же формы, но уже в большем объеме. Таким образом, заполнение свободного пространства зуба производится по принципу «матрешки», когда более крупные формы поглощают более мелкие.

При этом не является обязательным использование одного материала. Могут быть применены разные композиты, отличающиеся, в том числе, и по цвету, для достижения максимальной идентичности с естественным зубом. При использовании такой технологии всегда есть возможность скорректировать недочеты предыдущего слоя последующим.

Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКИ

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

МОДЕЛИРОВАНИЕ 36 ЗУБА ИЗ ПЛАСТИЛИНА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Источник: dentalmagazine.ru

Метод Ветчинкина

Автором еще одной методики, направленной на решение вопросов функциональной окклюзии вкупе с эстетикой зубных рядов, является Антон Ветчинкин. Он создал технологию под названием «Эстетические основы формообразования зубов», которая базируется на трех принципах бионики (науки о связях и закономерностях в живой природе):

  1. Закон конуса, подразумевающий, что устойчивость объектов обеспечивают две разнонаправленные силы – сила роста и сила тяжести, которые уравновешивают друг друга.
  2. Закон логарифмической спирали. Прочность объектов природы обеспечивается за счет того, что их структура испытывает скручивание (в качестве примера можно привести ракушки).
  3. Закон дифференциации формы, согласно которому отдельные объекты могут достигать большей эффективности в своем развитии путем объединения в сложные системы.

Мнение эксперта. Врач-стоматолог Вербицкий А.Л.: «Автор методики предлагает использовать эти законы бионики при моделировании искусственных зубов. Так, перечисленные принципы позволяют определить контрольные точки и линии будущей модели и тем самым максимально точно воссоздать форму зуба. Таким образом, к точкам, которые уже используются в практике зубных техников (медиальные и дистальные грани и другие), добавляются вспомогательные ориентиры».

Способ восстановления коронковой части зубов

Изобретение относится к медицине, а именно к терапевтической и ортопедической стоматологии, и может найти применение при восстановлении зубов. Технический результат — улучшение эстетических и функциональных качеств восстанавливаемого зуба за счет разработки алгоритма клинического восстановления коронок зубов. Способ осуществляют путем моделирования анатомических особенностей поверхности зуба с помощью сетки. Количество ячеек сетки зависит от принадлежности моделируемого зуба к функционально-ориентированной группе зубов. В каждой ячейке формируют бугорок, ориентированный в сторону борозды первого порядка. Построение бугорка осуществляется на основе клыка-одонтомера, который является базовой единицей (модулем) любого моделирования зубов. 1 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапевтической и ортопедической стоматологии, и может найти применение при восстановлении зубов.

Известны способы восстановления зубов (С.В. Дмитриенко, А.И. Краюшкин, М.Р. Сапин. Анатомия зубов человека. М.: «Медицинская книга», 2000, с.166-180; В.Н. Радлинская, С.В. Радлинский «Современные технологии реставрации зубов». Полтава, 2002, 57 с., А.В. Ветчинкин «Эстетические основы формообразования зубов». Журнал «Маэстро стоматологии» №3/12, 2003, с.54-56), включающие моделирование отсутствующих тканей коронковой части путем применения различных техник наложения пломбировочного материала.

Однако известные способы не позволяют восстановить естественную поверхность зуба, т.к. не учитывают индивидуальные особенности зубочелюстного аппарата человека.

Известен способ восстановления коронок зубов (Энрико Штегер. Анатомическая форма жевательной поверхности зуба. Издательство «Квинтэссенция», 1996, 93 с.), включающий моделирование разработанных автором стереотипов коронковых частей зубов.

Однако известный способ моделирования коронковой части зуба не учитывает индивидуальный микрорельеф восстанавливаемой поверхности, что сказывается на эстетическом и функциональном результатах. Кроме того, исполнение приемов восстановления путем постоянного вращения изготавливаемой модели, осуществляется только в условиях зубопротезной лаборатории. Выполнение же соответствующих манипуляций в полости рта пациента произвести невозможно.

Задача изобретения — разработка алгоритма клинического восстановления коронок зубов.

Результат решения поставленной задачи — улучшение эстетических и функциональных качеств восстанавливаемого зуба.

Поставленная задача решается за счет того, что при восстановлении коронковой части зубов путем моделирования анатомических особенностей поверхности зуба, проводят модульную реконструкцию монолита зуба, при этом модули формируют в виде клыков — одонтомеров, каждый из которых выстраивают в границах ячейки условной сетки, имитирующей фиссуру первого порядка, которую предварительно наносят на жевательную поверхность моделируемого зуба.

Анализ отличительных признаков показал, что предложенный способ существенно отличается от известного тем, что предложен алгоритм клинической реконструкции любой коронки зуба: в качестве базовой единицы использованы модули (клыки-одонтомеры), количество которых для каждого конкретного зуба напрямую зависит от формы фиссуры первого порядка, а соответственно — от количества образованных ею ячеек. Все вместе и определяет форму поверхности зуба в зависимости от его принадлежности к функционально-ориентированной группе зубов (моляры, премоляры и др.).

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Предложенный способ осуществляют следующим образом.

Твердые ткани коронковой части зуба подвергают препарированию, с целью удаления деминерализованного дентина. Производят медикаментозную обработку кариозной полости, ее высушивание, проводят адгезивную технологию. После чего на жевательную поверхность зуба наносят условную сетку 1, имитирующую фиссуру первого порядка данного зуба, благодаря которой выделяются n-е количество ячеек 2. Перед моделированием коронковой части зуба учитывают габаритные очертания зуба, соотношение между высотой, шириной и длиной коронки зуба. Затем в каждой из ячеек выкладывают по одному бугорку 3 (клыки-одонтомеры), укладываясь в габаритные очертания коронки и ориентируя их в сторону фиссуры первого порядка.

Осуществляют послойную моделировку пломбировочным материалом отсутствующих тканей, с восстановлением предполагаемых модулей, формируя микрорельеф жевательной поверхности зуба. Шлифовка, полировка восстановленной коронки зуба.

ПРИМЕР. Больная Л. обратилась в стоматологический кабинет с жалобами на разрушенность коронки нижнего правого первого моляра (46 зуба). Со слов пациентки, 5 лет назад она обращалась за помощью к врачу-стоматологу, где было произведено лечение по поводу осложненного кариеса. В результате проведенного лечения каналы запломбированы пастой эндометазон, поставлены изолирующая прокладка из фосфат-цемента, пломба из эвикрола. 1 месяц назад пациентка отмечает выпадение пломбы, задержку пищи в зубе.

При объективном обследовании отмечается разрушенность коронки зуба на 2/3, зондирование и перкуссия твердых тканей безболезненны.

Диагноз: 46 Хронический периодонтит, дефект пломбы.

Проведено лечение по предлагаемому способу:

Твердые ткани коронковой части 46 зуба были подвергнуты препарированию, с целью удаления деминерализованного дентина. Затем производят медикаментозную обработку кариозной полости, ее высушивание, проводят адгезивную технологию. Перед моделированием коронковой части зуба учитывают габаритные очертания 46 зуба, соотношение между высотой, шириной и длиной коронки зуба.

Наносят на жевательную поверхность условную сетку, имитирующую фиссуру 1 порядка, в данном случае Ж-образной формы. В границах образовавшихся ячеек выкладывают основные бугорки (клыки-одонтомеры), укладываясь в габаритные очертания коронки области контактных краевых гребней. В качестве пломбировочного материала используют композит светового отверждения, макрофил семейства Filtek . Осуществляют послойную моделировку пломбировочным материалом отсутствующих тканей с восстановлением предполагаемых модулей, формируя микрорельеф жевательной поверхности 46 зуба. Шлифовка, полировка восстановленной коронки 46 зуба.

Контроль состояния восстановленной коронки 46 зуба и твердых тканей зуба и эмали осуществляли через 1, 3, 6 и 12 месяцев с использованием анилиновых красителей. Результаты контрольных обследований в ближайшие и отдаленные сроки окончания лечения твердых тканей 16 зуба подтвердили целостность восстановленной коронки зуба.

Таким образом, предлагаемый способ унифицирует процесс моделирования, обеспечивая улучшение эстетических и функциональных качеств восстанавливаемых зубов.

Способ восстановления коронковой части многокорневых зубов путем моделирования анатомических особенностей поверхности, отличающийся тем, что проводят модульную реконструкцию монолита зуба, при этом модули формируют в виде клыков-одонтомеров, каждый из которых выстраивают в границах ячейки условной сетки, имитирующей фиссуру первого порядка, которую предварительно наносят на жевательную поверхность моделируемого зуба.

3D-моделирование

Технология моделирования 3D позволяет создавать трехмерную модель челюстей.

Современные технологии прочно обосновались и в стоматологии. Одна из них – 3D-моделирование, с помощью которого можно создавать трехмерные модели челюстей. Для этого используется так называемый трехмерный томограф, состоящий из собственно компьютера и сканера.

Сканер на протяжении определенного времени в непрерывном режиме делает снимки и передает их на компьютер. Благодаря им врач может определить не только особенности строения челюстей, но и местоположение кровеносных сосудов, нервов, челюстных пазух. При этом нет необходимости делать слепки и оттиски: на основе полученной информации врач за несколько минут может создать на экране компьютера объемную модель будущей конструкции.

Полученные сведения передаются на специальный фрезерный аппарат, который в автоматическом режиме вытачивает протез. Технология применяется для реставрации как фронтальных зубов, так и жевательных: благодаря высокой точности метода удается достичь идеальной функциональной окклюзии. С помощью 3D-моделирования могут быть изготовлены протезы, керамические коронки, виниры.

Несмотря на внедрение в стоматологию высоких технологий, работа зубного техника продолжает оставаться не только ремеслом с точностью расчета и отточенностью навыков, но и искусством. Недаром считается, что техники – это своего рода скульпторы, художники, которые создают настоящие произведения искусства в виде красивых улыбок пациентов.

Художественная реставрация и моделирование зубов

Художественное моделирование и реставрация зубов позволяют с помощью искусственных материалов восстановить разрушенные зубные ткани. С этой целью могут применяться композитные пломбировочные составы или специальные накладки – виниры. Процедура позволяет в полном объеме вернуть правильную форму, эстетичный внешний вид и жевательные функции зуба. Благодаря применению современных технологий дискомфорт для пациента минимален. Художественную реставрацию зубов в Москве на первоклассном профессиональном уровне выполняют опытные врачи-стоматологи, работающие в клиниках сети Медлайн-Сервис.

Цены

Эстетическая реставрация6800 руб
Эстетическая реставрация наногибридными композитами12000 руб

Моделирование зубов различными техниками с использованием современных композитных материалов

Другие статьи

Профессор Л.М. Ломиашвили, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой Доцент Л.Ю. Золотова, кандидат медицинских наук Ассистент С.Г. Михайловский Ассистент Д.В. Погадаев Студентка Е.Г. Ткач Студентка А.Г. Моок Врач-ординатор В.В. Логунов Врач-ординатор К.К. Гриценко

Кафедра терапевтической стоматологии ОГМУ (Омск) Минздрава РФ

Резюме. Достижение высококачественного результата при восстановлении утраченных твердых тканей зубов возможно только в случае обеспечения гармоничного сочетания формы, цвета и функциональных характеристик реставраций. Изменения параметров цвета изучали на примере различных комбинаций дентиновых и эмалевых оттенков наногибридного материала «Эстелюкс НК» («СтомаДент», Россия). Сопоставление полученных реставраций со шкалой расцветок VITA 3D-Master показало, что при последовательном внесении определенных оттенков заданной толщины можно создать анатомическую форму коронки зуба различной степени яркости, насыщенности, тона. Восприятие и анализ цвета — навык, которому можно научиться, а затем совершенствовать на практике. Сотрудничество производителей, преподавателей, клиницистов способствует решению актуальных вопросов, в том числе, в воспроизведении естественной гармоничной красоты зубов с помощью искусственных материалов.

Ключевые слова: техника реставрации; моделирование; параметры цвета; прозрачность; нанокомпозит.

Высококачественный результат при восстановлении утраченных твердых тканей зубов возможен только в случае обеспечения гармоничного сочетания формы, цвета и функциональных характеристик реставраций [2, 4, 7, 8]. В переводе с греческого «гармония» означает цельность, слитность, «взаимодействие всех частей и элементов формы, то есть рассматривается как эстетическая категория. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Кусочек скульптурной глины начинает оживать, когда из него формируется нежный силуэт ребенка или мужественный профиль воина. Именно гармония форм занимает ведущее место в понятии красоты. Гармония цвета будто уходит на второй план. Казалось бы, что особенного в кусочке глины, имеющем однородную структуру и единый цвет? Чем он может привлечь к себе взор? В какой момент глина в наших руках оживает?

Безусловно, изначально задаются габаритные очертания предмета, затем расставляются приоритеты по отношению целого к частному, далее прорисовывается микрорельеф поверхностей. Чем больше дифференцируется поверхность, тем в большей степени мы получаем отраженные от нее лучи света. Глина оживает, когда процесс дифференциации поверхностей завершен. Отражения света от множества граней, переплетенных между собой, дает возможность увидеть красоту вновь созданного объекта. Известный испанский архитектор XIX в. Антонио Гауди говорил: «Свет и есть главный архитектор».

Всем этим премудростям мастерства учат студентов художественно-графических факультетов, но, к сожалению, процесс восстановления гармонии остается тайной для врачей-стоматологов. А ведь именно в XXI в., владея современными технологиями, члены профессионального стоматологического сообщества могут позволить себе создавать гармонию зубочелюстного аппарата и приблизиться к эстетической стоматологии. Право увидеть, осознать и воспроизвести гармонию зубов, зубных рядов в настоящее время принадлежит как врачам-стоматологам, так и их коллегам, зубным техникам [4]. Для этого постоянно совершенствуются стоматологические реставрационные материалы, осуществляется непрерывное обучение студентов и врачей работе с соблюдением правил искусства.

Отмечено, что размеры, форма зубов и их пропорциональное соотношение в зубном ряду — главные эстетические параметры в стоматологии [2, 4, 7]. По мнению многих авторов, при создании эстетических реставраций необходимо учитывать (в порядке убывания): форму, прозрачность, насыщенность, текстуру поверхности, яркость эмалевого слоя, индивидуальные характеристики, оттенок [6]. Воссоздание каждого параметра требует от врачей знаний анатомии зубов, физико-механических характеристик используемого материала, оптических свойств твердых тканей зубов, особенностей восприятия цвета зрительным анализатором [1, 2, 8].

Точное визуальное воспроизведение цвета реставрации — задача непростая. Для облегчения определения цвета в помощь практическому врачу предложено множество готовых расцветок. Подбор цвета зависит от способности стоматолога ощущать, по каким параметрам различаются цвет зуба и образцы расцветки. Основные критерии цвета — яркость, насыщенность, тон.

Тон (по Мюнселу) — то качество, с помощью которого мы можем отличать один цвет от другого. Например, красный от желтого. Яркость — светлость изучаемого объекта: чем темнее зуб, тем меньше его яркость. Насыщенность — интенсивность, концентрированность определенного тона. При подборе цвета зубов на практике наибольшее значение имеют различие яркости (светлости), наименьшее — тона. Небольшое несоответствие тона не так заметно, как даже минимальное несовпадение яркости [1].

При подборе цвета необходимо соблюдать ряд важных условий [6, 8]. Восприятие и анализ цвета — навык, которому можно научиться и затем совершенствовать на практике [1, 3, 5].

Цель работы

Совершенствование процесса обучения моделированию зубов путем формирования навыка анализа цвета полученных реставраций из разных комбинаций дентиновых и эмалевых оттенков наногибридного материала «Эсте- люкс НК» («СтомаДент», Россия).

Материалы и методы

Определение и анализ цвета полученных реставраций на фантомных зубах (резец, клык) осуществляли с использованием шкалы VITA System 3D-Master.

Техника состояла из нескольких этапов.

1. Определение яркости (светлота). В шкале цветовые эталоны разделены на пять групп яркости — от 1 до 5. Чем выше номер, тем темнее цвет.

2. Определение интенсивности цвета (насыщенность). Каждая группа разделена на подгруппы: М — средний оттенок, L — более желтый, R — более красный. Насыщенность определяли по среднему оттенку М в выбранной группе. Все эталоны на планке М — одного цветового тона и одной светлоты, но различаются интенсивностью и кодируются числовым значением.

3. Определение тона. В той же подгруппе яркости по необходимости корректируется оттенок, то есть выбирается код L или R (рис.1).

Результаты и их обсуждение

Рис. 1 Шкала VITA System 3D-MasterРис. 2 Клык: этапы полного восстановления коронки композитом ДА3 (MONO)
Рис. 3 Этапы создание небной стенки эмалевым оттенком ЕА3 «Эстелюкс НК»Рис. 4 Адаптация к эмалевому оттенку ЕА3 дентинного оттенка ДА3,5
Рис. 5 Резец: адаптация к дентинному оттенку ДА3,5 слоя композита оттенка ДА3Рис. 6 Окончательный вид реставрации, выполненной с использованием оттенков ЕА3, ДА3,5, ДА3, ЕА3

Изначально была выполнена реконструкция клыка фантомного зуба одним дентиновым оттенком ДА3 наноги- бридного композита «Эстелюкс НК» (рис. 2). Цвет полученной реставрации был наиболее близок к расцветке с кодом 3М2. Форма коронковой части зуба действительно соответствует клыку, однако цвет воспринимается как неживой, и не вызывает эстетического удовлетворения. Оттенок ДА3 предназначен для восстановления «массы дентин» в пришеечной области коронковой части зуба и в дальнейшем предполагается его покрытие «массой эмаль». Однако встречаются пациенты с достаточно насыщенно желтым цветом коронковой части, отсутствием зон прозрачности, и пломбировочный материал с оттенком ДА3 может быть единственным (первым и последним), если он устраивает пациента.

В зависимости от пожеланий и возможностей пациента, квалификации врача материал можно использовать как в методе MONO, так и при многослойной реставрации.

Для изучения прозрачности, возможного изменения яркости, насыщенности композиционного материала «Эстелюкс НК» проводили полное восстановление коронковой части фантомного зуба с использованием «силиконового ключа» и послойного внесения комбинации различных оттенков эмали и дентина одинаковой толщины во всех образцах.

Этапы работы с «Эстелюкс НК» при проведении восстановления коронковой части зуба с использованием послойного внесения материала

1. Восстановление небной стенки с применением «силиконового ключа», слой ЕА3 (рис. 3). Толщина в области режущего края составила 0,5 мм, в области шейки — 1,2 мм.

Рис. 7 Окончательный вид реставрации, выполненной с использованием оттенков ЕА3, ДА3, ДА2, ЕА3Рис. 8: а) формирование небной стенки оттенком ЕА2; б) внесение дентинового оттенка ДА2; в) нанесение эмалевого слоя ЕА2
Рис. 9 Восстановление небной стенки эмалевым оттенком ЕА2 «Эстелюкс НК»: а), б) вид с контактной поверхности; в) вид с небной поверхностиРис. 10 Послойное восстановление композитного зуба: замещение основной массы дентина оттенком ДА3 и ДА2 «Эстелюкс НК»
Рис. 11 Окончательный результат послойного восстановления композитного зуба оттенками ЕА2, ДА3, ДА2, ЕА2 «Эстелюкс НК»Рис. 12: а) глубина препарирования под винир фантомных зубов маркировочным бором; б) подготовленная поверхность фантомного зуба под винир

2. Нанесение опакового насыщенного дентинного оттенка ДА3,5 в форме мамелонов толщиной в области шейки зуба 2,2 мм, в области тела — 1,5 мм. В верхней трети коронки данный слой отсутствует (рис. 4). При увеличении толщины этого слоя реставрация может выглядеть серой.

3. Далее вносили дентиновый оттенок ДА3, повторяя рельеф подлежащего слоя. Толщина составила в области шейки зуба 0,4 мм, в области тела — 1,8 мм, постепенно истончаясь к режущему краю (рис. 5). Внутренний слой, восполняющий дентин, обусловливает насыщенность, матовость, флюоресценцию и тон (цвет) будущей реставрации, а также занимает основной объем вносимого материала.

4. Последний слой — эмалевый оттенок ЕА3 (рис. 6).

Реставрация, выполненная оттенками ЕА3, ДА3,5, ДА3, ЕА3, по шкале VITA System 3D-Master соответствовала кодировке 3R 2,5 (3 — яркость: самый темный из всех вариантов комбинации оттенков, R — по тону ближе к красноватому оттенку, см. рис. 6).

Рис. 13 а) к поверхности фантомного зуба адаптирован дентиновый оттенок DA3; б) нанесен слой ДА2, повторяющий рельеф, созданный слоем ДА3
Рис. 14 Нанесен слой композита эмаль ЕА2: вид с вестибулярной (а) и контактных поверхностей резца (б), клыка (в)

Реставрации, выполненной оттенками ЕА3, ДА3, ДА2, ЕА3, был присвоен код 2М 3 (рис. 7), то есть она была более яркая, чем реставрация из оттенков ЕА3, ДА3,5, ДА3, ЕА3.

При восстановлении коронковой части клыка материалом «Эстелюкс НК» с использованием всего двух более светлых оттенков (DUO) — эмали ЕА2 и дентина ДА2 — полученный результат по яркости соответствовал группе 2, среднему оттенку с литерой М, степени насыщенности 2 (2М2) по шкале VITA 3D-Master (рис. 8).

Комбинация трех оттенков ЕА2, ДА3, ДА2, ЕА2 послойного внесения «Эстелюкс НК» позволила получить реставрацию, приближенную по шкале VITA 3D-Master также к 2М2 (рис. 9-11).

Для изучения влияния толщины вносимого пломбировочного материала на яркость и насыщенность на фантомных зубах были изготовлены прямые виниры из нанокомпозитного материала «Эстелюкс НК» путем послойного внесения материала в различных сочетаниях эмалевых и дентиновых оттенков:

1) DA3 + DA2 + EA2

2) MONO ДА3

3) DUO DA3 + EA3

4) ДА3,5 + ДА3 + ЕА3.

Толщину вносимых слоев также контролировали с помощью микрометра. Измерение проводили в области шейки, в средней части и в области режущего края зуба. Цвет определяли в средней части зуба, где отмечалась незначительная толщина эмалевого слоя, с использованием шкалы расцветок VITA 3D-Master.

Этапы работы материалом «Эстелюкс НК» при изготовлении виниров

1. Проведено препарирование под винир фантомных зубов (резец и клык) с помощью маркировочного бора на равнозначную глубину (рис.12).

2. После адгезивной подготовки внесен первый слой композита — дентиновый оттенок DA3 с одновременным формированием мамелонов, затем оттенок ДА2 (рис. 13).

3. Внесен эмалевый оттенок (см. рис. 3).

Дентиновый слой ДА3 нанокомпозита «Эстелюкс

НК», внесенный в пришеечную область, и слой ДА2, восполняющий дентин до 1/2объема, создали основу реставрации. Слой эмали ЕА2 с минимальной толщиной в области шейки зуба и наибольший в области режущего края модифицировал окончательный цвет, придал яркость, прозрачность. Данным слоем формировали рельеф вестибулярной поверхности зуба (рис. 14).

Анализ виниров, выполненных прямым методом из нанокомпозитного материала «Эстелюкс НК» с использованием различных сочетаний эмалевых и дентиновых оттенков, показал, что более ярким (светлым) выглядел винир при использовании оттенков ДА3 + ДА2 + ЕА2. Он соответствовал образцу с кодом 1М2. Более насыщенным (цвет интенсивнее) был винир, выполненный при сочетании слоев ДА3,5, ДА3, ЕА3, код 3R (табл. 1).

Менее привлекательным оказался винир, выполненный в технике MONO (ДА3). В данном случае отсутствовала прозрачность реставрации. Напротив, в образцах, где использовали эмалевые оттенки, прозрачность хорошо визуализировалась. Отмечен отличный блеск пломбировочного материала после полировки.

Наногибридная структура наполнителя обеспечивает прочностные характеристики материала. Удельный вес показателя наполненности неорганическим наполнителем — 82%. Преимуществом такой высокой степени наполнения должно быть клинически значимое снижение полимеризационной усадки композита и повышение твердости его поверхности. Введение в композит «Эсте- люкс НК» антимикробной добавки позволяет предупреждать развитие вторичного кариеса.

Учитывая данные характеристики, было проведено изготовление коронок непрямым методом на зубы 26 и 27 из композита «Эстелюкс НК» с армированием коронок стекловолоконной лентой Glasspan. Этот метод был выбран как альтернативный вариант восстановления — временная реставрация на длительный срок.

Клинический случай

Пациент К., 51 год, обратился в клинику.

Жалобы: разрушение коронковой части зуба 26.

Из анамнеза: зуб 26 ранее был покрыт восстановительной коронкой.

Объективно: коронковая часть зуба 26 выполнена из СИЦ, после удаления старой пломбы зондирование в устьях корневых каналов безболезненное, перкуссия безболезненная, зуб неподвижен. На интраоральной рентгенограмме зуба 26 визуализируются очаги деструкции костной ткани в области верхушек щечных корней, просвет корневых каналов сужен, прерывистый, рентгенологическая тень, соответствующая пломбировочному материалу, в просвете корневых каналов не определяется.

В зубе 27 изменений в периапикальных тканях не определяется, периодонтальная щель прослеживается на всем протяжении. ЭОМ 14 мкА (табл. 2).

При работе с данным материалом отмечены его достойные манипуляционные свойства, способность со хранять форму, хорошая адаптация к твердым тканям зуба.

Таблица 1. Различные варианты цветовых комбинаций виниров, выполненных оттенками «Эстелюкс НК» методом послойного внесения

Рис. 1 Резец, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2Рис. 2 Резец, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2Рис. 3 Клык, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2Рис. 4 Клык, оттенки ДА3, ДА2, ЕА2
Рис. 5 MONO резец, оттенок ДА3Рис. 6 MONO клык, оттенок ДА3Рис. 7 MONO клык, оттенок ДА3
Рис. 8 DUO резец, оттенки DA3 + EA3Рис. 9 DUO резец, оттенки DA3 + EA3Рис. 10 DUO клык, оттенки DA3 + EA3Рис. 11 DUO клык, оттенки DA3 + EA3
Рис. 12 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3Рис. 13 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3Рис. 14 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3Рис. 15 Резец, оттенки ДА3,5, ДА3, ЕА3

Выводы

Таким образом, зная алгоритм действий, последовательность внесения определенных оттенков, заданной толщины можно создать анатомическую форму коронки зуба с различной степенью яркости, насыщенности, тона из наногибридного материала «Эстелюкс НК» .

Искусством выбора цвета владеют немногие, но этому можно научиться, а затем совершенствоваться в дальнейшей работе. Первые шаги, основа знаний о выборе цвета закладывается на практических занятиях. Согласно ФГОС после окончания вуза выпускник имеет право работать самостоятельно, без дополнительного послевузовского образовательного сертификата. В связи с этим очень важно совершенствовать процесс обучения, ставить целью интеллектуальное, мануальное и эстетическое воспитание студента.

Таблица 2. Этапы подготовки зубов 26 и 27 к проведению непрямой реставрации коронковой части материалом «Эстелюкс НК»

Рис. 1 Зуб 26: коронковая часть восстановлена СИЦРис. 2 Интраоральная рентгенограмма зуба 26Рис. 3 Удалена пломба i из СИЦ, препарированы i твердые ткани зуба, неудовлетворительная коронка I на зубе 27Рис. 4 Обеспечен доступ к устьям четырех корневых каналов. Формирование корневых каналов вращающимися Ni-Ti инструментами (системой Race компании FKG), медикаментозная обработка согласно рекомендованному протоколу
Рис. 5 Интраоральная рентгенограмма, контроль пломбирования Рис. 6 Восстановлена культя зуба материалом «ФлоуКор Дуо» («СтомаДент») со светопроводящим штифтом, создан уступ под композитную коронкуРис. 7 Зафиксированная непрямая реставрация из композита «Эстелюкс НК» на зубе 26Рис. 8 На зубах 26 и 27 зафиксированы временно-постоянные коронки из наногибридного композита «Эстелюкс НК»

Совместная работа производителей, преподавателей, клиницистов может привести к решению актуальных вопросов в эстетической стоматолгии, в том числе в воспроизведении естественной гармоничной красоты зубов, зубных рядов с помощью современных искусственных материалов.

Координаты для связи с авторами: +7, [email protected] — Ломиашвили Лариса Михайловна, Золотова Людмила Юрьевна, Михайловский Сергей Геннадьевич, Погадаев Дмитрий Владимирович, Ткач Екатерина Геннадьевна, Моок Анастасия Геннадьевна, Логунов Виталий Владимирович, Гриценко Ксения Константиновна

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольдштейн Р. Эстетическая стоматология. — М.: STBOOK, 2003, 492 с.

2. Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г., Михайловский С.Г. с соавт. Искусство моделирования и реставрации зубов. — Омск: Полиграф, 2014, 436 с.

3. Ломиашвили Л.М., Золотова Л.Ю., Золотов А.Н. Опыт использования интерактивных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии ОмГМА в рамках реализации ФГОС третьего поколения.//Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования.//Сб. материалов Всероссийской научно-практич. конф. с междунар. участием. — Омск: ОГМУ, 2014, с. 168-172.

4. Ломиашвили Л.М., Седельников В.В., Постолаки А.И. От единства к многообразию форм в природе. — ДентАрт, 2015, № 178, с. 58-66.

5. Лопанова Е.В., Ломиашвили Л.М. Подготовка преподавателей мед. вуза к формированию коммуникативной компетентности врача-стоматолога. — Стоматология, 2015, № 5, с. 76-79.

6. Манаута Й., Салат А. Слои. Атлас послойных композитных реставраций. — М.: Азбука, 2014, 444 с.

7. Михайловский С.Г., Ломиашвили Л.М., Погадаев Д.В. Методоло- гич. подходы к процессу формирования у врачей-стоматологов навыков эстетич. моделирования в стоматологии. — Cathedra — Кафедра. Стоматологич. образование, 2015, № 52, с. 38-42.

8. Ряховский А.Н. Форма и цвет в эстетической стоматологии. — М.: Авантис, 2008, 208 с.

Прямая полная реставрация

Преимуществом прямой художественной реставрации зуба является возможность восстановления его функций и формы за одно посещение стоматолога. Процедура также отличается минимальным инвазивным вмешательством. Моделирование и восстановление разрушенных зубных тканей выполняется непосредственно в полости рта пациента. Показаниями к прямой реставрации являются:

    необходимость изменения формы клыков, резцов; наличие сколов и трещин эмали; необходимость восстановления положения коронок путем наращивания; изменение оттенка зубов.

Материалы

Для моделирования и реставрации зубных тканей применяются композитные пломбировочные материалы. Они подбираются с учетом оттенка эмали пациента для того, чтобы обеспечить необходимый эстетический эффект. Композитные материалы обладают такими преимуществами, как доступность по цене, оперативность изготовления, простота корректировки формы восстановленных с их помощью зубов. При реставрации также могут использоваться штифты. Они изготавливаются из различных металлов (титан, серебро и пр.).

Этапы

    Подготовка.Перед началом реставрации врач выполняет удаление зубного налета и камня, при наличии кариеса пораженные ткани высверливаются. При необходимости выполняется обезболивание. Подлежащий восстановлению зуб изолируют от попадания слюны и влажного дыхания. Подбор материала. Для этого используется специальная шкала, по которой определяется цвет эмали пациента. В соответствии с ним врач выбирает для наращивания композитный материал соответствующего оттенка. Восстановление зубных тканей. При разрушении зуба на 50 % и более перед реставрацией в корневом канале устанавливается штифт. Затем выполняется послойное нанесение композитного материала. Финальное моделирование.Зуб обтачивается для придания необходимой формы, затем его поверхность шлифуется и полируется.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).


Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.


Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.


Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).


Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).


Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)


Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).


Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.


Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка


Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке


Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка


Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба


Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность


Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Непрямая полная реставрация

При художественной реставрации зубов непрямым методом используются предварительно изготовленные индивидуальные микропротезы – виниры, вкладки, коронки. Их моделирование осуществляется в зуботехнической лаборатории. В связи с многоэтапностью реставрации потребуется как минимум дважды посетить стоматолога. Показаниями к восстановлению зуба являются:

    значительное разрушение коронковой части; большие сколы режущего края; неэстетичный внешний вид после лечения кариеса.

Непрямая художественная реставрация передних зубов часто назначается для восстановления/коррекции формы группы резцов. Процедура позволяет устранить различные функциональные и эстетические дефекты: сколы режущего края, увеличенные межзубные промежутки, изменение цвета эмали.

Материалы

Для восстановления зубных тканей применяются микропротезы из металла, керамики, металлокерамики. Данные материалы превосходят по прочности и устойчивости к истиранию композитные составы, использующиеся при восстановлении зубных тканей прямым методом. После удаления большого количества твердых тканей в ходе лечения кариеса стоматолог может порекомендовать в качестве альтернативы протезированию реставрацию с использованием керамических вкладок.

Этапы

    Подготовка. При первом посещении стоматолога врач определит тип подходящей для восстановления формы зуба конструкции, при необходимости составит план лечения. Затем специалист сделает слепок, по которому будет изготовлен микропротез. Изготовление виниров или вкладок. Моделирование конструкции выполняется с учетом формы и оттенка контактирующих с ней зубных тканей. Изготовление микропротезов осуществляет зубной техник. Установка микропротеза. Во время второго посещения стоматолога врач закрепляет готовые конструкции на поверхности зуба при помощи специального состава.

Кому показана художественная реставрация зубов

Подойдите к зеркалу. Широко улыбнитесь, откройте рот, даже маленьким зеркальцем воспользуйтесь, чтобы посмотреть состояние верхних зубов. Нашли изъяны? Такие как: кариес (черные пятна), старые пломбы, которые не совпадают с цветом ваших зубов, плоские пломбы, как «площадочки» без бороздочек и бугорков, пятна на зубах, сколы на передних зубах, стертость зубов, а может у вас передние зубы с «щелями» или попрасту кривые. Если вы нашли хотя бы один из этих изъянов, тогда добро пожаловать к нам на прямую реставрацию. Но, если у вас зуб разрушен более, чем на 2/3, тогда вам показано протезирование. Но все подробно вам сможет рассказать и подобрать оптимальный план лечения врач на бесплатной консультации.

Особенности частичной реставрации

Передних зубов. Предполагает частичную коррекцию формы и оттенка резцов и клыков. Такая художественная реставрация передних зубов применяется при незначительных разрушениях в результате травмы или кариозного поражения. Чаще всего в данном случае важно устранить различные эстетические дефекты, которые становятся заметными при улыбке, поэтому особенно важно правильно подобрать подходящий по оттенку композитный материал.

Жевательных зубов. Коррекция их формы требует не меньшего внимания, чем при работе с резцами и клыками. При реставрации данных зубов важно точно воспроизвести форму режущего края и поверхностный микрорельеф. Это важно для сохранения жевательной функции и правильного прикуса.

Чтобы узнать больше о применяемых методах моделирования и реставрации, проконсультируйтесь со стоматологом. Для записи на прием в клинику сети Медлайн-Сервис позвоните по указанному вверху страницы телефону.

Технология прямой реставрации

Прямая реставрация проводиться прямо во рту у пациента, т.е. без использования ортопедических конструкций (коронки, протезы и т.д.). Используется специальный материал — композит, который наносится слоями и формируется, как настоящий зуб. В нашем центре мы используем материалы последнего 5 поколения высшего качества Filtec Ultimate, Estelite Sigma Quick, Gradi. В наличие всегда вся палитра цветов, даже самых редких, что позволяет проводить реставрацию с высокой художественной точностью и воссоздания цвета настоящего зуба. Проведя несколько часов на кресле стоматолога, плюс профессиональная работа бригады стоматологов (врач и ассистент), и вы получаете красивую улыбку.

Прямая реставрация переднего зуба без препарирования (наращивание переднего зуба)

Прямая реставрация жевательных зубов

смотреть другие работы по художественной реставрации


до


после

Смотреть другие работы по художественной реставрации

Ломиашвили художественное моделирование и реставрация зубов читать pdf

Все книги можно скачать бесплатно и без регистрации. Скачать бесплатно атлас по анатомии человека и гистологии. Название: Физика: Учебник для учащ. О — Ментальные симптомы Беннингаузен К — Местное обезболивание в амбулаторной стоматологии Кононенко Рожков — Местное обезболивание при операциях на лице, челюстях и зубах Вайсблат С. Регулятор функций Френкеля I типа для лечения дистоокклюзии с протрузией резцов верхней челюсти Хорошилкина Ф. Учебник по физике на планете гдз, скачать быстро и бесплатно книги, учебники по физике.

Пропедевтика стоматологических заболеваний — Скорикова Л. А., Волков В. А., Баженова Н. П.

В четвертом томе атласа анатомии под редакцией Синельникова рассмотрены строение, топография, функции и возрастные особенности центральной, периферической и вегетативной нервной системы, а также органов чувств. В — Витамины в стоматологии Голик — Возможные ошибки в диагностике и лечении кариеса Лобко С. Чикунов — Окклюзия и патология окклюзии Хорват Капп Баррет — Оперативная техника в терапевтической стоматологии по Стюрдеванту Роберсон Т. Аннотация: Учебник 9 класса завершает курс физики основной школы. . После ознакомления удалите книгу с вашего компьютера! Ю — Художественное моделирование и реставрация зубов Ломиашвили Аюпова — Цветоведение в эстетической стоматологии Луцкая И.

Скачать книгу Бажанов Н. Н. — Стоматология

Книга по запросу «скачать учебник перышкин 9 класс физика». Текст в атласе иллюстрирован оригинальными рисунками, фотографиями с препаратов и рентгенограммами. Такой подход вполне обоснован, ибо характер аномалии определяется в первую очередь элементами морфогенеза, которые были вовлечены в её развитие и в значительно меньшей степени специфичностью этиологических факторов. И — Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии Тимофеев А. Учебник по физике для 9-го класса Перышнина А. В — Стоматологическая имплантология С. После ознакомления удалите книги с вашего компьютера! В книге хорошо изложен материал о современном представлении и метаболизме лекарственных препаратов и рациональной фармакотерапии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]