Многие родители заблуждаются, думая, что молочные зубы не нуждаются в заботе, которые и так выпадут, и поэтому не спешат показать своего малыша стоматологу. На самом же деле от правильного ухода за молочными зубами напрямую зависит здоровье постоянных зубов в будущем.
Временные, или молочные, зубы начинают прорезаться у малышей в возрасте 6–8 месяцев. Сначала два нижних центральных резца, а затем два верхних. К 8–12 месяцам боковые резцы по очереди появляются на нижней и верхней челюсти. В возрасте 12–16 месяцев проклевываются первые жевательные зубы (моляры), в 1,5–2 года — клыки. В 2,5 года выходят вторые жевательные зубы. Таким образом, к 2,5–3 годам у ребенка должен быть полный комплект из 20 зубов.
Временные зубы назвал молочными древний врач Гиппократ. Он был уверен, что строительным материалом для них является кальций, содержащийся в материнском молоке.
Прощай, пустышка
Чем меньше времени остается до появления зуба, тем тревожней становится малыш: нервничает, плачет, плохо спит, иногда температурит. Задача родителей не просто облегчить его страдания, но и обязательно показать детскому стоматологу. Врач оценит, как идет процесс, и даст рекомендации по уходу за полостью рта. Если десны припухли, что, впрочем, является нормальным явлением при прорезывании зубов, назначит специальные гигиенические средства, например гель или спрей. Содержащиеся в них растительные экстракты оказывают противовоспалительное и анестезирующее действие с эффектом легкой заморозки. Кстати будут и специальные игрушки с нанесенными на них рельефными рисунками — ими малыш может вдоволь почесать десну — и зубное колечко с водой внутри для охлаждения, чтобы снять болезненность. А вот с пустышкой карапузу придется расстаться, она может стать причиной формирования неправильного прикуса.
Неправильный прикус – это ещё одна встречающаяся проблема детских зубов. Часто патологический прикус формируется уже в самом младшем возрасте, особенно у тех детей, которые находятся на искусственном вскармливании. Это связано с тем, что при грудном вскармливании у ребёнка хорошо работает нижняя челюсть, а при кормлении из бутылочки малышу не нужно прилагать никаких усилий и лицевые мышцы работают плохо. Когда жевательный аппарат работает недостаточно, это приводит к недостаточному развитию костей нижней и верхней челюсти, что в дальнейшем может сказаться на состоянии прикуса. Очень плохо на прикус действуют различные вредные привычки малыша, например сосание пальца или длительное сосание соски. Отучать малыша от соски-пустышки желательно уже с 9 мес., а сосать пальчик лучше не разрешать.
Если же у ребёнка сформировался неправильный прикус, врач ортодонт может рекомендовать исправлять его уже в возрасте 6-7 лет. В некоторых случаях для исправления прикуса необходимо просто пройти курс специальной гимнастики и массажа. Если для исправления прикуса у детей необходима установка брекетов, то устанавливаются они на гораздо более короткий срок, чем у взрослых.
Текст книги «Основы клинической морфологии зубов: учебное пособие»
По мере дальнейшего развития эмали энамелобласты уменьшаются в размерах и отодвигаются от дентина. Часть энамелобластов гибнет путем апоптоза и фагоцитируется соседними клетками. К моменту прорезывания зубов энамелобласты резко уменьшаются и редуцируются, а эмаль оказывается покрытой лишь тонкой оболочкой – вторичной кутикулой эмали, образованной клетками наружного эмалевого эпителия, спавшейся пульпы и промежуточного слоя эмалевого органа, которая покрывает эмаль и выполняет защитную роль.
Процесс минерализации эмали, начавшись в области режущего края и жевательных бугорков зубов, переходит затем на другие поверхности. Применение нового метода рентгенографии с первичным прямым увеличением изображения [Белова Н.А., 1981] показало, что в сроки 18–19 нед внутриутробного развития отчетливо видны признаки минерализации режущего края и поверхностей коронок резцов на одну треть, а также начало обызвествления режущего края клыков и вестибулярного медиального бугорка первых моляров.
В 24–25 нед (6 мес) продолжается минерализация резцов, почти полностью обызвествлен режущий край клыка, появляются точки обызвествления язычного медиального бугорка первых моляров.
В 26 нед (7 мес) продолжается обызвествление резцов и клыков, вестибулярные бугорки первых моляров почти слились, видны первые признаки минерализации вершины вестибулярного дистального бугорка второго моляра.
В 32 нед (8 мес) продолжается кальцификация резцов и клыков; сливаются вестибулярные бугорки первых моляров.
В 36 нед (9 мес) обызвествлены все поверхности резцов (кроме пришеечной области), полностью слились вестибулярные бугорки первых моляров, более четко вырисовываются язычные бугорки первых моляров, интенсивнее идет минерализация язычного дистального бугорка второго моляра.
После рождения ребенка обызвествляются пришеечная область резцов; пришеечная область, вестибулярная и аппроксимальные поверхности клыков, а также язычная поверхность первого молочного моляра.
Окончательное созревание эмали (третичная минерализация) происходит уже после прорезывания зуба, особенно интенсивно в течение первого года жизни ребенка. Основным источником неорганических веществ, поступающих в эмаль, служит слюна и в некоторой степени дентин.
Изучение процессов развития и обызвествления эмали имеет не только теоретический интерес. Оно необходимо для правильного понимания механизма развития ряда патологических процессов, которые наблюдаются в эмали развивающихся или уже закончивших свое развитие зубов (гипоплазия эмали, кариес).
6.2.3. Развитие корня и цемента зуба
Развитие корня зуба происходит уже в постнатальном периоде, незадолго до прорезывания. К тому времени коронки молочных зубов в основном уже сформированы. Поверх слоя эмали коронки зуба располагаются остатки эмалевого органа в виде эпителиального пласта, состоящего из нескольких рядов клеток. Этот редуцированный эмалевый эпителий сохраняется на поверхности коронки зуба вплоть до его прорезывания и, как считают некоторые авторы [48, 72], предотвращает резорбцию эмали со стороны соединительной ткани челюстей или отложение на ее поверхности цемента.
Эти регрессивные изменения эмалевого органа не затрагивают его краев, где внутренние эмалевые клетки переходят в наружный эмалевый эпителий. Клетки здесь активно пролиферируют, образуя эпителиальное (Гертвиговское) корневое влагалище (vagina radicalis epithelialis), которое играет важную роль в образовании корней зубов (рис. 134). это влагалище состоит из внутренних и наружных клеток эмалевого органа, тесно прилежащих друг к другу.
Рис. 134. Формирование корня растущего зуба.
1 – эпителиальное корневое влагалище; 2 – дентин корня; 3 – цемент корня; 4 – пульпа зуба; 5 – эпителиальная диафрагма; 6 – эпителиальные тельца Малассе; 7 – зубная альвеола.
Внутренние эмалевые клетки остаются кубической формы и не превращаются в энамелобласты. Пульпа эмалевого органа и его промежуточный слой отсутствуют. эпителиальное влагалище образует вокруг зубного сосочка, у его основания, своеобразное кольцо – диафрагму (см. рис. 134, А) корневого влагалища (diaphragma vaginae radicis), которое постепенно врастает в подлежащую эктомезенхиму, отделяя тот ее участок, который пойдет на образование корня зуба.
Мезенхимные клетки зубного сосочка, прилегающие изнутри к эпителиальному корневому влагалищу, превращаются в одонтобласты, которые образуют дентин корня (см. рис. 134, Б). После возникновения дентина корня эпителиальное влагалище прорастает клетками зубного мешочка, теряет свою непрерывность и в дальнейшем рассасывается. Часть клеток влагалища может сохраниться в периодонте взрослого зуба в виде остаточных эпителиальных телец Малассе (см. рис. 134, В).
В результате распада эпителиального корневого влагалища эктомезенхимные клетки зубного мешочка вступают в непосредственное соприкосновение с дентином корня, дифференцируясь в цементобласты, которые начинают откладывать цемент на поверхности дентина корня.
Дифференцировка эктомезенхимных клеток зубного фолликула в активные цементобласты сопровождается развитием в клетках гранулярной эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, системы микропузырьков и везикул. Сначала цементобласты синтезируют внутренние коллагеновые волокна внеклеточного матрикса. Выделившийся из клеток коллаген дальше видоизменяется специфическими неколлагеновыми протеинами, также производными цементобластов, в форму, способную к обызвествлению.
В процессе минерализации цемента цементобласты постоянно отделяются от фронта отвердения слоем некальцифицированного цемента – цементоидом, или прецементом. Прецемент в дополнение к коллагену содержит отростки цементобластов. В некоторых случаях цементобласты окружаются собственными продуктами выделения, которые отвердевают, превращая цементобласты в цементоциты. Последние представляют собой неактивную форму клеток зубного фолликула, которые теряют органеллы синтеза протеинов и в дальнейшем погибают, превращаясь в чешуйчатовидные образования.
Интересно отметить, что в отличие от кости или дентина первоначальное отвердение цемента не зависит от деятельности внеклеточных минерализованных пузырьков матрикса, а происходит до некоторой степени путем распространения гидроксиапатита из дентина корня зуба.
Остальная часть зубного мешочка, окружающая развивающийся корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани перицемента (периодонта). Пучки коллагеновых волокон перицемента одними своими концами как бы впаиваются в основное вещество развивающегося цемента, а другими – переходят в основное вещество альвеолярной кости. Вследствие этого корень плотно укрепляется в зубной альвеоле.
В целом образование цемента происходит по типу периостального остеогенеза. Образующийся цемент является по строению практически грубоволокнистой костной тканью, покрывающей снаружи дентин корня.
Воздействие неблагоприятных факторов в период цементо-генеза может привести к гиперцементозу (гиперплазии цемента). Процесс может затронуть как один, так и все зубы. Гиперцементоз также возможен в отдельных участках корня одного зуба.
В некоторых случаях свободные узелковые утолщения отвердевшего цемента образуются в периодонтальной мембране. Такие утолщения известны как цементикли. Они обычно наблюдаются вокруг дегенерированных эпителиальных остатков Гертвиговского влагалища. С возрастом цементикли могут прилипать к цементу, образуя центры локализованного эксцементоза.
После формирования корня эпителиальное корневое влагалище перестает расти в глубину, постепенно кольцеобразно замыкается и формирует отверстие верхушки корня зуба, через которое проходят сосуды и нервы пульпы зуба. Широкое вначале апикальное отверстие корневого канала постепенно суживается вследствие отложения новых масс дентина и цемента.
Сложнее протекает развитие корня в многокорневых зубах. В зависимости от вида зуба первоначально единый и широкий корневой канал таких зубов разделяется на два или три канала. От краев диафрагмы эпителиального корневого влагалища в горизонтальном направлении растут навстречу друг другу два (в зачатках нижних коренных зубов) или три (в зачатках верхних коренных зубов) эпителиальных выроста. Верхушки этих выростов в конце концов срастаются друг с другом и первоначально единое цервикальное отверстие делится на два или три отверстия, соответственно числу будущих корней. Дальнейшее их развитие протекает аналогично таковому однокорневых зубов.
Рост корней молочных зубов и последующее их рассасывание происходят в определенном порядке. Так, корни центральных резцов и первых моляров развиваются в течение первого полугодия жизни ребенка. Рост корней продолжается до возраста 2–2,5 года, после чего происходит постепенное рассасывание их. Корни боковых резцов начинают развиваться в течение первого полугодия, растут до 2 лет. Рассасывание их начинается с 5–6 лет. Корни клыков развиваются в период от 1 года до 3,5 года, резорбируются на 5-м году.
Развитие корней вторых моляров происходит в течение 11,5 лет. К 3 годам корни окончательно формируются. Рассасывание их начинается с 5 лет.
6.2.4. Развитие пульпы молочных зубов
Одновременно с гистогенетическими процессами образования зубных тканей происходит дифференцировка мезенхимальных элементов зубного сосочка в его центральной части. Мезенхимные клетки увеличиваются в размерах и начинают отодвигаться друг от друга благодаря появлению между ними основного аморфного вещества. Постепенно мезенхима сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань, богатую фибробластами, фиброцитами и макрофагами, а также кровеносными сосудами и нервами. К моменту прорезывания зуба мезенхима сосочка практически полностью дифференцируется в пульпу зубного органа, хотя окончательная перестройка тканевых элементов пульпы завершается в первые годы жизни.
6.2.5. Прорезывание молочных зубов
Прорезывание зуба представляет собой процесс перемещения его из места закладки и развития внутри челюсти до появления коронки в полости рта. Это движение зуба является сложным, многофункциональным этапом в развитии зуба, поскольку сопровождается скоординированными изменениями в росте зубов, альвеолярных отростков и самих челюстей. В период прорезывания развивающиеся зубы совершают движения в различных направлениях, среди которых можно выделить следующие:
– вертикальное (аксиальное) движение в направлении длинной оси зуба;
– движение в дистальном, мезиальном, язычном или вестибулярном направлении (изменение положения в челюсти);
– вклинивание (боковое движение);
– ротация – движение вокруг продольной оси зуба.
Все эти движения позволяют сохранить постоянными отношения зубных зачатков к краю развивающегося альвеолярного отростка челюсти, что является необходимым условием для успешного завершения прорезывания зуба. В ходе прорезывания зуб проделывает в челюсти значительный путь, во время которого наблюдаются:
– изменения тканей, окружающих зуб;
– развитие корня зуба;
– перестройка альвеолярной кости;
– развитие и перестройка периодонта.
В соединительной ткани десны, лежащей на пути движения прорезывающегося зуба, происходят регрессивные изменения, связанные с давлением зуба на ткань. Эти изменения вызывают ишемию (нарушение питания) и последующие атрофию и резорбцию ткани. Редуцированный эмалевый эпителий, покрывающий коронку зуба (образован наружным и промежуточным слоями эмалевого органа, а также энамелобластами, закончившими выработку эмали), выделяет ферменты, также способствующие разрушению соединительной ткани, отделяющей его от эпителия полости рта. Приближаясь к эпителию, выстилающему полость рта, эмалевый эпителий пролиферирует и в дальнейшем сливается с ним. Эпителий полости рта над коронкой зуба дегенерирует и через образовавшееся отверстие коронка прорезывается в полость рта, при этом кровотечение отсутствует, так как коронка продвигается через выстланный эпителием канал (рис. 135).
Проникнув в полость рта, коронка продолжает прорезываться, пока не займет окончательное положение в жевательной плоскости, встретившись с коронкой своего антагониста.
Редуцированный эмалевый эпителий остается прикрепленным к эмали непрорезавшейся части коронки, где он называется первичным эпителием прикрепления. В дальнейшем он замещается вторичным эпителием прикрепления, который является частью эпителия десны.
Рис. 135. Прорезывание молочного зуба.
1 – эпителий полости рта; 2 – кутикула зуба; 3 – прорезывающийся зуб; 4 – эпителий десны; 5 – зубная альвеола.
Регрессивные изменения в соединительной ткани, окружающей прорезывающийся зуб, происходят одновременно с интенсивным развитием его корня за счет одонтобластов, продуцирующих дентин, и эктомезенхимных клеток зубного мешочка, дифференцирующихся в цементобласты, которые откладывают цемент поверх дентина корня. В это же время наблюдаются рост волокон периодонта и перестройка альвеолярной кости. Интенсивное отложение костной ткани в одних участках сочетается с ее активной резорбцией в других. Выраженность этих изменений варьирует в течение всего времени прорезывания и неодинакова в разных зубах.
Отложение костной ткани происходит, как правило, в тех участках костной лунки, от которых происходит смещение зуба, а в участках, в сторону которых мигрирует зуб, наблюдается резорбция. Рассасывание костной ткани освобождает место растущему зубу, ослабляя сопротивление на пути его движения. Отложение кости обычно проявляется образованием костных трабекул, разделенных широкими промежутками.
В резцах участками усиленного отложения костных балок являются дно и язычная поверхность альвеолы, что указывает на смещение этих зубов в сторону губ при прорезывании.
Костная ткань в премолярах и молярах откладывается на дне и дистальных стенках зубной ячейки, что свидетельствует об их дополнительном медиальном смещении при осевом движении в ходе прорезывания.
В многокорневых зубах отложение костных балок наиболее интенсивно происходит в области будущей межкорневой перегородки.
Основные сроки закладки, формироваия и прорезывания молочных зубов отражены в табл. 3.
Таблица 3
Сроки закладки, формирования и прорезывания молочных зубов у человека
Примечание:
в/ж – период внутриутробной жизни.
6.2.6. Развитие и прорезывание постоянных зубов
Развитие постоянных зубов происходит так же, как и развитие молочных зубов, но более медленно (табл. 4).
Таблица 4
Сроки закладки, формирования и прорезывания постоянных зубов у человека
Примечание:
в/ж – период внутриутробной жизни.
Источником образования их служит та же зубная пластинка, из которой развивались зачатки молочных зубов. Начиная с 57-го месяца пренатального развития вдоль свободного края зубной пластинки (эти отделы зубной пластинки некоторые ученые предлагают называть замещающей зубной пластинкой) позади каждого зачатка молочного зуба с язычной стороны образуются эмалевые органы передних постоянных зубов: резцов, клыков и премоляров. Поскольку в молочном прикусе ребенка нет премоляров, то молочные моляры замещаются в дальнейшем постоянными премолярами.
Раньше всего из группы передних постоянных зубов в пренатальном периоде закладываются зачатки резцов (6-7-й месяц) и клыков (7–7,5 месяцы), а затем премоляров (7,5 мес). В итоге в каждой челюсти зародыша возникает по 10 зачатков замещающих постоянных зубов.
Вначале зачатки этих зубов лежат в общих с зачатками молочных зубов костных альвеолах, однако затем между ними вырастает костная перегородка и происходит постепенное обособление ячеек молочного и постоянного зубов.
Одновременно зубная пластинка продолжает расти в каждой челюсти кзади и по ее краю образуются эмалевые органы больших коренных зубов (высказывается мнение, что и эти зубы эмбриологически следует относить к генерации молочных, а не постоянных зубов).
Раньше всего появляется зачаток первого моляра – на 56-м месяце внутриутробной жизни. Закладки остальных моляров происходят уже после рождения: зачаток второго моляра появляется на 5-6-м месяце жизни ребенка, а зачаток третьего моляра – на 5-6-м году жизни, что связано, вероятно, с ростом и удлинением челюстей. По мере их роста удлиняются и растут кзади зубные пластинки, концы которых смещаются в нижней челюсти в ее ветвь, а в верхней – в верхнечелюстной бугор. Здесь и образуются эмалевые органы второго и третьего постоянных моляров. Только после этого зубная пластинка постепенно резорбируется и исчезает.
Само развитие постоянных зубов, дифференцировка зубных тканей происходят так же, как и молочных. В эмалевые органы постоянных зубов врастает снизу эктомезенхима и образуется зубной сосочек. В окружности зачатка постоянных зубов из эктомезенхимы формируется зубной мешочек и дальнейшее развитие постоянных зубов идет так же, как и молочных. Разница заключается лишь во времени прохождения отдельных стадий и в большей длительности развития постоянных зубов (около 10 лет), особенно больших коренных зубов. Таким образом, в период, когда молочные зубы проходят последние стадии своего развития, в челюстях уже имеются закладки постоянных зубов, находящихся на более ранних стадиях. Поэтому у ребенка в возрасте с 3 до 6–7 лет в обеих челюстях при рентгенологическом исследовании можно обнаружить от 48 до 52 зубов, из которых 20 (молочные зубы) выполняют свою функцию, а остальные еще находятся на различных стадиях развития.
Обызвествления зачатков постоянных зубов до рождения не наблюдается, за исключением первого моляра. Точка обызвествления в одном из бугорков коронки этого зуба появляется на
9-м месяце внутриутробной жизни. Полное формирование коронки происходит к двум годам. Обызвествление резцов начинается у ребенка к 3–4 мес. Полное формирование коронки происходит у центральных резцов в 2–2,5 года, у боковых – к 3 годам. Клыки начинают обызвествляться с 4–5 месячного возраста, формирование коронки заканчивается в 4–4,5 года. Процесс минерализации малых коренных зубов начинается в конце 2-го – начале 3-го года жизни ребенка и заканчивается к 6–7 годам. Начало обызвествления вторых больших коренных зубов относится к 45 годам. Третьи постоянные моляры кальцифицируетсяк 1315 годам.
Формирование корней медиальных резцов начинается в возрасте 3–3,5 года, боковых резцов – в 4–4,5 года, клыков – в возрасте 5,5–6 лет, первого моляра – в 4–6 лет. Корни медиальных резцов достигают полного развития на 9-10-м году, боковых – на
10– 11-м году, клыков к 12–15 годам; премоляров – к 12-14-ти годам, первых моляров – на 9-10-м году, вторых – в возрасте 14-16-ти лет, третьего моляра – от 18 до 25 лет.
В возрасте 6–8 лет начинается прорезывание постоянных зубов. Раньше всего прорезываются первый большой коренной зуб, затем появляются медиальные и латеральные резцы, затем (от 9 до 14 лет) – премоляры и клыки, а также второй моляр и позже всех третий моляр (в возрасте 18–25 лет, иногда и позже).
Процесс прорезывания постоянных замещающих зубов сопровождается выпадением молочных. В этот период происходит резорбция сначала зубных альвеол, а в дальнейшем – и корней зубов (рис. 136).
Рис. 136. Развитие и прорезывание молочного и постоянного зубов.
1 – молочный резец; 2 – десна; 3 – зачаток постоянного резца; 4 – костная альвеола.
По мере того как постоянный зуб начинает свое вертикальное перемещение в челюсти, он оказывает возрастающее давление на альвеолярную кость, окружающую молочный зуб. В соединительной ткани, отделяющей альвеолу молочного зуба от коронки постоянного зуба, дифференцируются гигантские многоядерные клетки – остеокласты, которые активно резорбируют костную ткань.
После разрушения альвеолы в процессе продолжающегося вертикального перемещения постоянный зуб начинает оказывать давление теперь уже на корень молочного зуба. Вокруг последнего также из соединительной ткани дифференцируются остеокласты (одонтокласты), которые активно резорбируют ткани молочного зуба.
Одонтокласты располагаются на поверхности корня зуба в широких лакунах. Они крупных размеров, с многочисленными выростами цитоплазмы на стороне, обращенной к корню, содержащими большое количество лизосом и митохондрий.
Разрушение тканей корня молочного зуба (дентина и цемента) одонтокластами включает их деминерализацию, фагоцитоз участков и их внутриклеточное переваривание. Локализация начальных участков резорбции корней зависит от расположения закладок замещающих зубов: у молочных резцов и клыков она начинается в апикальной области с язычной стороны, у молочных моляров – на межкорневой поверхности. В этом процессе участвуют также клетки пульпы молочного зуба, из которых также дифференцируются одонтокласты, разрушающие предентин и дентин со стороны пульпы зуба.
Процесс резорбции корней молочных зубов начинается задолго до прорезывания соответствующих постоянных зубов и протекает очень медленно и волнообразно: периоды усиленного рассасывания сменяются периодами покоя. В течение последних в тканях появляются цементобласты или фибробласты, деятельность которых приводит к частичному развитию репаративных процессов – отложению цемента или костеподобной ткани на поверхности разрушенного дентина.
Количество резорбированной ткани обычно бывает большим, чем вновь образованной. Поэтому процесс разрушения молочного зуба прогрессирует, что в итоге приводит к утрате связи зуба со стенкой альвеолы и выталкиванию пустой коронки в полость рта. Эта коронка выпадает обычно под действием растущего постоянного зуба, жевательных сил или при легком механическом воздействии на нее.
Выпадение молочных зубов, как правило, происходит симметрично на правой и левой сторонах каждой челюсти, причем у девочек быстрее, чем у мальчиков. За исключением вторых моляров, молочные зубы нижней челюсти выпадают раньше, чем соответствующие зубы верхней челюсти.
Механизм прорезывания в целом сходен у постоянных и молочных зубов. По мнению ряда авторов, прорезывание постоянных замещающих зубов облегчается благодаря наличию особой анатомической структуры – проводникового канала, или тяжа. Закладка такого постоянного зуба первоначально размещается, как отмечалось, в общей костной альвеоле с молочным зубом. В последующем она полностью окружается альвеолярной костью, за исключением небольшого узкого канала, содержащего остатки зубной пластинки и соединительную ткань. Вместе эти структуры называются проводниковым тяжем, который и способствует направленному движению постоянного зуба в ходе его прорезывания.
Прорезывание добавочных постоянных зубов (больших коренных зубов) не сопровождается разрушением корней молочных зубов, так как они не имеют предшественников, а совершается так же, как и обычных молочных зубов.
Первыми из постоянных зубов прорезываются первые моляры, как правило, сначала на нижней челюсти; за ними – медиальные резцы, латеральные резцы, первые премоляры, вторые премоляры и клыки, вторые моляры и, наконец, третьи моляры (зубы мудрости).
Полное развитие корней этих зубов завершается в течение 2–3 лет после прорезывания. Таким образом, процесс замещения молочных зубов постоянными растягивается на 14–17 лет. Поэтому примерно около 5–6 лет (с 6 до 12 лет) в челюстях ребенка наблюдается смешанный набор зубов.
Взгляды на объяснение биомеханики прорезывния зубов различных авторов неоднозначны. Существует ряд теорий прорезывания зубов: теория роста корня зуба, теория повышения гидростатического давления в пульпе зуба и в периапикальной области, теория перестройки костной ткани, теория тяги периодонта и др. [5].
Согласно теории роста корня,
процесс прорезывания является результатом «выталкивания» зуба из альвеолы растущим корнем. С позиции этой теории необъяснимым оказывается прорезывание зуба с несформированным корнем, сложность траектории движения зуба до начала прорезывания, а также отсутствие резорбции костной ткани зубной альвеолы, которая противостоит верхушке корня.
Теория повышения гидростатического давления в пульпе зуба и в области верхушки корня
предполагает участие в механизмах прорезывания зуба процесса увеличения объема пульпы в направлении прорезывания, а также усиления кровоснабжения и проницаемости сосудов в области верхушки корня.
По теории перестройки костной ткани
направление движения зуба при прорезывании определяется направлением роста костной ткани в области дна зубной альвеолы и резорбцией ее с противоположной стороны. С позиций этой теории трудно исключить преобразование костной ткани в качестве следствия самого прорезывания зуба.
Теория тяги периодонта
предусматривает зависимость процесса прорезывания прежде всего от формирования периодонта, нарушение развития которого сопровождается остановкой прорезывания зуба.
По-видимому, каждая из существующих теорий прорезывания зуба отражает одну из сторон этого сложного процесса.
Осторожно, кариес!
Вторая встреча со стоматологом должна состояться не позднее того, как прорежется последний зуб. Это очень важно! Постоянные зубы располагаются у самых корней молочных зубов. И если не предупредить заболевание временных, можно нарушить процесс формирования постоянных. Кроме того, присутствие во рту гнилостных болезнетворных бактерий не только снижает иммунитет ребенка, но и повышает риск возникновения вирусных заболеваний, болезней верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.
Если к двум-трем годам зубы малыша в полном порядке, прием у стоматолога займет не больше получаса. Врач оценит состояние зубов, формирование прикуса и определит дату следующей встречи. Однако последние медицинские данные стоматологов говорят о том, что именно в этом возрасте у большинства детей начинается кариозный процесс. У самых маленьких главная причина его появления скрывается в бутылочке со сладкой водой, смесью или соком, которую заботливые мамы дают на ночь. Во время сна слюноотделение, очищающее зубы, приостанавливается, глотание прекращается, и сладкий налет остается на зубах на всю ночь. А это прекрасная среда для развития микроорганизмов и возникновения так называемого кариеса бутылочки. Болезненный процесс протекает так быстро, что за считанные месяцы эмаль покрывается белыми пятнышками, становится пористой, на ней образуются дырочки, и зуб быстро разрушается.
У детей старше трех лет источник кариеса также кроется в чрезмерном употреблении сладостей. Газированные напитки, жвачки и сосательные конфеты — главные виновники заболевания. Другая распространенная причина заболевания — отсутствие гигиены полости рта и нарушение режима питания.
Совсем не больно
Многие родители оттягивают встречу ребенка со стоматологом по совершенно очевидному поводу: у взрослых с детства сохраняется страх перед этим кабинетом. Но сегодня стоматология совсем другая. И визит к зубному врачу для малыша становится скорее увлекательной игрой. В кабинете доктора есть и красивые игрушки, и альбомы для рисования, и любимые детские мультфильмы — их ребенок может смотреть даже во время осмотра. В некоторых клиниках малышу разрешается «участвовать» в лечении, к примеру, выбрать пломбу такого цвета, который ему нравится.
НА ЗАМЕТКУ. Для того чтобы ребёнок никогда не боялся стоматолога важно правильно его настраивать ещё до посещения врача. Никогда не пугайте ребёнка зубным врачом, не упоминайте при малыше свои неудачные примеры посещения врача, если Вы сами очень переживаете, старайтесь не показывать своих эмоций, дети очень легко чувствуют настрой родителей. Во многих детских стоматологических клиниках есть специально отведённые места для детских игр, постарайтесь занять ребёнка игрой во время ожидания своей очереди. Если Вам назначен очень большой курс лечения, можно разбить его на несколько этапов, для того, чтобы ребёнок не устал.
Первое ощущение боли в стоматологическом кабинете ребенок может запомнить на всю жизнь. Для того чтобы этого не произошло, врачи применяют местную или общую анестезию и даже место укола предварительно обрабатывают обезболивающим спреем или гелем. Таким образом, никаких неприятных ощущений лечение зубов у ребенка не вызывает. Для лечения детских зубов применяются другие инструменты, материалы и лекарственные препараты, которые не используются для лечения постоянных зубов. Выбирая детского стоматолога для своего ребёнка можно ориентироваться на отзывы других пациентов. В хорошей детской стоматологической клинике кабинеты оборудованы самой современной техникой, которая позволяет лечить детские зубы бесшумно и безболезненно.
Если болезнь не запущена и кариес захватил только поверхностный слой, зубки просто серебрят — это давний и хорошо проверенный метод лечения зубов без бормашины. Но у него есть существенный недостаток: выпадающие в процессе реакции соли серебра черного цвета оставляют на эмали темные пятна. Поэтому в настоящее время серебрение уступает место реминерализующей терапии. Зубы в этом случае покрывают специальным составом, который насыщает их фтором, закрывает пораженную кристаллическую решетку эмали и позволяет приостановить процесс. Естественный цвет эмали при этом не теряется.
Если же разрушение пошло вглубь, ставят пломбу. Лечение проводят под общей анестезией. Когда поражение кариесом настолько велико, что простая пломба не сможет выдержать нагрузку, в качестве временной меры врач использует металлические или пластмассовые коронки. Их основная задача — сохранить молочный зуб до того момента, когда он будет меняться на постоянный.
Самый печальный приговор стоматолога: зуб нужно удалять. Мера необходима в двух случаях: при сильном разрушении зуба или когда молочный выходит из графика естественного выпадения и мешает прорезаться постоянному зубу.
После удаления под общей анестезией устанавливают специальную пластинку, которая компенсирует дефект зубного ряда, предотвращает дальнейшую деформацию и нарушение прикуса.
Конечно, удаление молочных зубов — крайняя мера, так как это может привести к серьезным нарушениям. Во-первых, к неправильному развитию и деформации челюсти, что в будущем чревато патологией прикуса. Во-вторых, отсутствие зуба нарушает процесс пережевывания пищи и дикцию. Избежать серьезных проблем помогут своевременная профилактика и правильный уход за зубами. Поэтому рекомендуется показывать малыша специалисту не реже чем раз в четыре месяца.
Сладкая паста
Сохранить нежные зубки малыша поможет правильный уход. Начинать его нужно сразу же после прорезывания зубов. Сначала это делается даже без зубной пасты и щетки. Утром и вечером, а лучше после каждого кормления обязательно протирайте зубки специальными салфетками для гигиены полости рта. Они бережно удаляют частички пищи, зубной налет и защищают зубы от кариеса. Со временем можно применять насадки на палец с силиконовыми ворсинками.
Когда же покупать зубную щетку малышу? Как только он сможет самостоятельно чистить зубы и полоскать рот водой. При выборе зубной щетки имейте в виду, что она должна быть не слишком жесткой, чтобы не стирать молодую слабоминерализованную эмаль, а ширина щетины — не меньше двух и не более трех зубов ребенка.
Не менее важный вопрос — выбор зубной пасты. Одна паста для всей семьи исключена! Состав для детских паст существенно отличается от состава взрослых паст. Так, в детских пастах, другие пропорции и дозировка фтора и кальция, которые необходимы и безвредны для малыша. На сегодняшний день, для самых маленьких выпускают специальные пасты, например с натуральными экстрактами растений или различными фруктовыми и ягодными вкусами.
Важную роль в сохранении и укреплении зубов играет и питание ребенка. В его рационе всегда должны быть молочные продукты, содержащие кальций, минеральная вода и морская рыба — основные источники фтора. А вот сладости по возможности нужно исключать. С детства приучайте малыша к здоровым лакомствам, например, порежьте кубиками морковь, яблоки, репу, а конфеты и шоколад замените инжиром, изюмом, курагой или финиками.
Чем чистить зубы ребенку?
Детская зубная паста — это не просто паста в яркой детской упаковке, как думают некоторые родители. Паста становится «детской» в первую очередь благодаря своему специальному составу. Свою роль играет и приятный вкус, который делает процесс чистки зубов более привлекательным (покажите нам ребенка, который с первого раза будет с удовольствием чистить зубы?).
Как и пасты для взрослых, детские зубные пасты должны хорошо очищать зубы, но делать это бережно, не травмируя эмаль. Для этого в их составе присутствуют очень мягкие абразивные частицы.
Важно, чтобы паста оказывала профилактическое действие, которое достигается введением в ее состав соединений фтора, фосфора и кальция. Эти элементы способны встраиваться в кристаллическую решетку зубной эмали и укреплять ее. Среди них фтор — самый главный элемент. Обратите внимание: количество фтора четко «привязано» к возрасту ребенка, а на тюбиках пасты обязательно крупно выделен «возраст применения».
Пасты для малышей «до 6 лет» или «4-7 лет» имеют в своем составе самый минимальный процент фторидов (по ГОСТу — 500 ppmF).
Пасты для детей «от 6 лет» (или «6+») или «от 8 до 18», «для школьников» и т.д. — количество фтора увеличивается почти втрое (до 1500 ppmF). Правило одно: чем старше становятся дети, тем заметнее количество фторидов в производимых для них пастах приближается к «взрослому».
Родителям детей-аллергиков следует искать гипоаллергенную зубную пасту, в которой нет искусственных красителей, консервантов и отдушки. Слишком яркий, неестественный цвет и очень сильный аромат пасты должны насторожить маму, особенно если она выбирает пасту «для первого знакомства».