Марина Колесниченко
Стоматолог, главный врач стоматологической клиники Beauty Line.
Есть множество способов выманивания у пациентов денежных средств, или, как говорят сами пострадавшие, «развода на деньги»: крайне завышенная цена лечения с использованием обычных (иногда откровенно дешёвых и низкокачественных) материалов, навязывание лишних услуг, которые никак не влияют на эффективность работ, и самых дорогих методов лечения. Здесь же — «акции», когда обещают низкую стоимость, но к ценнику приписывают мелким шрифтом: «Цена от…». На практике получить услугу по такой низкой стоимости оказывается нереально. В самых тяжёлых случаях клиент может обнаружить в счёте услуги, которые ему вообще не оказывали.
Разберём подробнее все эти способы и то, как от них защититься.
Предлагают поверить на слово
Любое лечение, в том числе стоматологическое, начинается с диагностики. При этом важно, чтобы вам не просто назвали проблему, но и показали. Сейчас технологии позволяют продемонстрировать пациенту с помощью видеокамеры участки ротовой полости, требующие терапии. Если врач во время диагностики не показывает больной зуб, ограничившись комментарием, что и зачем он будет делать, есть вероятность обмана. Простор для махинаций здесь большой. Например, «найти» запущенный кариес и пародонтит. За кариес можно выдать пигментное пятно на эмали, вообще не требующее лечения. А за пародонтит, предполагающий дорогую и сложную терапию, — зубной камень, который убирают с помощью обычной ультразвуковой чистки. Дантист может также придумать более серьезный диагноз, чем есть на самом деле. Скажем, вместо кариеса «лечить» пульпит или периодонтит. Бывали случаи, когда пациенты, будучи обманутыми недобросовестными стоматологами, даже лишались вполне здоровых зубов, чтобы обзавестись дорогостоящими имплантами,
Как себя обезопасить
Единственный вариант не дать себя обмануть — контролировать все действия врача, требуя убедительных разъяснений. Старайтесь не иметь дело с клиниками, где нет современных средств диагностики, в частности той же видеокамеры, с помощью которой специалист может продемонстрировать поврежденные участки зубов.
«Материально-техническая база — важный фактор, который обязательно нужно учитывать при выборе стоматологической поликлиники, — говорит Владимир Шипков, врач-стоматолог, владелец стоматологического центра Dr. SHIPKOV dental clinic. — Нельзя построить космический корабль из автомобильных запчастей, да еще при помощи одной крестообразной отвертки. Рентген в отличие от дентальной КТ не может дать полной клинической картины, импланты будут всегда на голову выше бюгельных и мостовидных конструкций, металлокерамические коронки по красоте, долговечности и функциональности никогда не сравнятся с высокоэстетичными безметалловыми реставрациями. Что уж говорить про лазер, с помощью которого доктор может бескровно, безболезненно, бесконтактно препарировать любые ткани. Даже стоматологические гигиенисты не обходятся сегодня без высокотехнологичных помощников — аппараты с искусственным интеллектом удаляют твердые и мягкие зубные отложения из труднодоступных мест не травмируя ткани».
Однако суперсовременные технологии, материалы и оборудование не заменят опыт, знания и талант специалиста. Они могут только дополнить их. «Перед тем, как доверить лечение зубов дантисту, убедитесь в том, что его знания, профессиональные навыки и практический опыт находятся на достаточно высоком уровне, – советует наш эксперт. — Сегодня это сделать нетрудно: всю необходимую информацию предоставят в самом центре, если, конечно, речь идет о респектабельном учреждении с хорошей репутацией. Также нужные подтверждения можно найти в Сети. Профильное образование, квалификация и продолжительность медицинской практики — ключевые факторы принятия решения в этом контексте. Не менее важно (а иногда даже более), чтобы специалист постоянно повышал квалификацию, обучался и совершенствовал свои профессиональные навыки, без этого невозможно стать лучшим в своем деле. В общем, эталон современной стоматологии — симбиоз технологий, знаний, умений и оборудования, без которого сегодня никуда. Плохая оснащенность, наряду с нехваткой кадров и их недостаточной квалификацией, — почти всегда залог того, что дентальные работы не будут выполнены на должном уровне».
Ложный диагноз
Светлана обратилась к лору с жалобами на заложенность ушей. После осмотра врач частной клиники поставил диагноз «двусторонний отит среднего уха» и направил пациентку на рентген придаточных пазух носа. Специалист сам отвел Светлану на исследование, а после него, не показывая ей заключение рентгенолога, добавил диагнозы «гайморит и фронтит». Лор также о.
Светлану такое заключение крайне удивило – у нее не было температуры, головной боли и предшествующих гаймориту признаков ринита или синусита.
Врач назначил пациентке антибиотики и ежедневные процедуры: антисептическую обработку горла, промывание носа методом «кукушка», продувание ушей и пневматический массаж барабанных перепонок (все это входит в страховку). Кроме того, лор сказал, что женщине нужна операция, чтобы нейтрализовать причину «постоянного воспалительного процесса» – искривление носовой перегородки.
Как оказалось позже, диагноз, поставленный Светлане изначально, был не ошибочным, а заведомо ложным – ее умышленно ввели в заблуждение.
Скрывают от пациента документацию на материалы
Клиника обязана предоставлять клиенту все данные на используемые в процессе лечения материалы. Но, как правило, по собственной инициативе стоматологи этого не делают, а мы не требуем. Кто из вас хотя бы раз попросил дантиста показать документацию на импланты и пломбы, которые он собирается поставить, а вы — оплатить? Доверчивостью пациентов и пользуются мошенники — ставят вместо дорогих материалов более дешевые. Если сотрудники клиники без энтузиазма, а то и с раздражением воспринимают просьбу клиента удовлетворить его вполне законное любопытство, знайте: что-то здесь нечисто. Уровень обслуживания — важное условие лояльности клиентов, и любое серьезное учреждение, заслуживающее доверия, относится к подобным вопросам с пониманием и щепетильностью.
Как себя обезопасить
Помните, что клиент имеет полное право требовать показать то, чем ему будет проводиться терапия. Если это состав для пломбирования, то на упаковке и на шприце будет написано какой это материал, а если это, скажем, имплант, попросите, чтобы его извлекли из упаковки непосредственно перед установкой и на ваших глазах.
Проверяйте все, что написано в квитанции, перед тем, как ее оплачивать. Прозрачность работы стоматологической клиники, высокий уровень обслуживания — гарантия того, что вы получите качественное лечение, не переплачивая за предоставленные .
Как стоматологи обманывают пациентов: самые распространенные уловки
Ловушка 1: «Если запустите — будет хуже»
Ситуация классическая: вы приходите к врачу на стандартный осмотр раз в полгода, зубы у вас не болят или болят редко. Стоматолог бегло осматривает, выразительно переглядывается с ассистентом, а потом сообщает страшный вердикт: «У вас тут всё так запущенно, надо удалять» или «Пульпит на четырех зубах, срочно лечить!». Вы не успеваете одуматься, как стоматолог уже рисует страшные картины: если не вылечить зуб сейчас и именно в этой клинике, то потом будет еще хуже, придется ставить имплант, начнется заражение, будет отек и т. д. Содержание страшилок всегда разное, но сценарий один. Да, если запускать реальные проблемы с зубами, то потом точно будет хуже. Но для начала надо убедиться, а реальные ли они?
Не заключают договор на медицинское обслуживание
Согласитесь, трудно представить финансовую, строительную, транспортную и любую другую компанию, приступающую к выполнению большого заказа до того, как будет заключен соответствующий договор. Почему в стоматологии должно быть иначе? «Договор оговаривает права и обязанности всех участников процесса, поэтому выгоден обеим сторонам, если, конечно, они изначально не замышляют ничего незаконного, — говорит наш эксперт. — Имея на руках подписанные бумаги, пациент точно знает сколько, за что и когда ему нужно заплатить, а клиника получает гарантии этой самой оплаты. А еще договор нужен для получения налогового вычета, благодаря которому пациент может рассчитывать на кэшбэк от государства».
Как себя обезопасить
Лечите зубы в клиниках, действующих в рамках правового поля. Заключая договор на оказание медицинских услуг, имейте в виду, что он предусматривает изменение плана терапии, если того требует ситуация. Но при этом вас обязаны предупредить о такой возможности, а необходимость изменений должна быть подтверждена результатами диагностики. Если вы подписали план лечения, а при оплате видите счет, превышающий заявленную сумму, который обосновывается, например, «перерасходом материалов», вы имеете право не оплачивать разницу в стоимости. В случае возражений со стороны клиники пишите заявление в Роспотребнадзор или прокуратуру.
Как они выманивают деньги?
Кстати, речь ведь идет не только о финансах. Порой люди и здоровьем своим вынуждены расплачиваться. А деньги у пациентов стоматологи выманивать умеют по-разному. Как определить, что вас хотят обмануть? Во-первых они завышают цену, используя дешевые материалы. Очень удобно. Как вы это проверите? Во-вторых, дантисты пытаются навязать вам абсолютно ненужные услуги. В-третьих, настаивают на самых дорогих методах лечения. И, наконец, пытаются привлечь пациентов различными акциями – такими, которыми никто и никогда воспользоваться не сможет.
Предлагают оформить кредит на лечение
Если после осмотра вам объявляют серьезный диагноз и настаивают на немедленном и дорогостоящем лечении, скорее всего, вас пытаются цинично развести. Особенно, когда предлагают тут же, в клинике оформить кредит под это терапевтическое мероприятие. Имейте в виду, если в стоматологическом центре постоянно работает специалист по выдаче кредитов — это очевидный сигнал того, что вы попали в организацию, цель которой в первую очередь выкачивать из пациентов деньги, а не лечить их.
Как себя обезопасить
Просто держитесь от этого учреждения подальше.
Как избежать обмана в стоматологической клинике
Обращаться в проверенные клиники
Нужно следовать банальному совету — ориентироваться на отзывы родных, друзей и коллег. Так вы, скорее всего, окажетесь в проверенной клинике и в руках хорошего специалиста.
Сравнивать цены на услуги в разных клиниках
Следует сравнить цены в разных клиниках или воспользоваться сайтами-агрегаторами, где предлагается такое сравнение, чтобы узнать, какова средняя цена на услугу, которая вам требуется.
Проверять лицензии и сертификаты
Перед обращением в клинику нужно изучить её сайт: в клиниках премиум-сегмента высокая цена лечения обусловлена применением материалов экстра-класса и инновационных методик, наличием в штате специалистов с очень высокой квалификацией и нередко уникальным опытом, разрабатывающих собственные методы лечения. На сайтах премиум-клиник можно найти сертификаты и дипломы производителей, свидетельства о повышении квалификации докторов.
Ненужные назначения
Четыре процедуры, которые лор назначил Светлане «минимум на 5-7 дней», как стало понятно потом, были ей не нужны. При этом каждая из них оплачивалась страховой компанией, что клинике было очень выгодно.
В итоге из-за действий врача пострадали и страховая компания (оплата лишних услуг), и пациентка, которая потратила время, терпела неприятные манипуляции, без необходимости пила антибиотики. Кроме того, ее состояние не улучшалось, а визит к нужному специалисту откладывался.
К счастью, Светлана, сопоставив все факты, заподозрила неладное и связалась с врачом-куратором, прикрепленном к ней в страховой компании. Та порекомендовала нескольких врачей-лоров, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз, согласившись, что в данном случае это необходимо.
Женщине сделали аудиометрию (проверку слуха), снимки и анализ крови. Оказалось, что никаких воспалений у нее нет, а слух в норме. Более того, никакая операция Светлане не была нужна.
По словам специалиста, пластику носовой перегородки или облитерацию сосудов носовых пазух делают по серьезным показаниям – «например, если человек не может дышать без сосудосуживающих препаратов». У пациентки же патологий уха, горла и носа не было. Лор направил Светлану к неврологу.