7728
Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.
Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.
Причины зубочелюстных патологий
Аномалии строения челюсти и зубочелюстные патологии начинают формироваться с самого рождения. Одна из причин — соска пустышка. Однако аномальное формирование челюсти может быть спровоцировано и неправильным дыханием через рот, а также некоторыми вредными привычками. Сосание большого пальца — одна из устойчивых привычек у детей, которая приводит в дальнейшем к ортодонтическим патологиям.
Родители должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильных привычек и отучать от неправильных.
Грудное вскармливание формирует у младенца правильный прикус за счет тренировки круговой мышцы рта, языка, шеи. Кормление из бутылочки способствует нарушению работы челюстно-лицевых мышц, если у соски слишком большая дырка.
Перевод на искусственное вскармливание вместо грудного может быть обусловлен независящими от желания матери причинами. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием челюсти малыша, во время показывайте его стоматологу. Если у соски слишком широкая дырка, малыш быстрее наедается и прекращает сосать. Следовательно, мышцы не тренируются, становятся слабыми.
Вред соски-пустышки
Чем вредна для формирования прикуса соска-пустышка? Во время сосания пустышки язык привыкает к неправильному положению в ротовой полости. Язык во время сосания должен располагаться сверху соски, а у малышей все происходит наоборот. Нижнее положение языка (под соской) способствует неправильному формированию прикуса. Чтобы не испортить малышу прикус, как можно реже давайте ему пустышку, а во время сна вынимайте ее изо рта.
В возрасте 1,5 -2 года малыша следует отучать от пустышки, чтобы не испортился прикус.
Сосание большого пальца
Некоторые малыши пытаются заменить отсутствие пустышки сосанием большого пальца или уголка подушки. От этой привычки нужно сразу же отучать ребенка, она еще вреднее сосания пустышки. Иногда привычка засыпать с большим пальцем во рту остается на всю жизнь.
Сосание большого пальца приводит к очень сильному дефекту строения зубочелюстной системы, когда передние зубы выдаются вперед и расходятся в стороны. Прикус формируется с учетом положения большого пальца между нижними и верхними зубами, поэтому появляется пустое пространство. Помимо эстетического диссонанса такое расположение фронтальных моляров делает невозможным откусывание пищи передними зубами. Выдвинутые вперед передние зубы часто подвержены травмам.
Ротовое дыхание
Как неправильное дыхание может влиять на формирование зубочелюстной системы? Во время дыхания ртом нарушается давление в полости рта, которое оказывают щеки на верхний зубной ряд. Из-за этого верхняя челюстная дуга сужается в размерах, зубы вырастают скученно.
Когда нужно обращать внимание на правильное дыхание? Это необходимо делать с первых дней жизни малыша и внимательно следить за его дыханием во время сна с пустышкой. Как только малыш перестанет плакать и заснет, пустышку немедленно удаляют изо рта. Если вы увидели, что малыш во сне открыл ротик, аккуратно закройте его своей рукой.
Что делать, если у ребенка увеличились аденоиды, и он не может дышать носом? В это время нужно следить, чтобы дыхание ртом не вошло в привычку. После исцеления от насморка и простуды следует наблюдать за правильным дыханием у ребенка во время сна и бодрствования. Для тренировки дыхания носом после удаления аденоидов существует специальный комплекс упражнений.
Подсасывание нижней губы
Есть и такая привычка у детей, которая впоследствии негативно сказывается на внешности. Из-за этой вредной привычки образуется щель между зубами, величина которой равна толщине нижней губы. Миогимнастика может исправить аномальный прикус, также рекомендуется к применению аппаратная корректировка.
Прокладывание языка между зубами
Эта вредная привычка приводит к тому, что между верхним и нижним зубным рядом формируется просвет. Этот просвет соответствует размеру и форме кончика языка, который ребенок привык высовывать вперед. Также существует незаметная для взрослых привычка прокладывать язык между жевательными зубами (сбоку). Эту патологию может заметить только стоматолог.
В результате неправильного положения языка в полости рта боковые моляры проседают, в прикус формируется аномально. Дефект можно исправить с помощью функциональных аппаратов и миогимнастики.
Неправильное глотание
Врачи разделяют функцию глотания на осознанную и бесконтрольную. Правильное глотание должно быть заметно только по движению кадыка. Если во время глотания напрягаются мышцы лица, это уже симптомы патологии. Неправильное глотание приводит к неправильному расположению моляров в зубном ряду. Если вы заметили, что ребенок глотает пищу или пьет воду как-то по-особенному, немедленно покажите его стоматологу-ортодонту.
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Показания к миогимнастике
Формирование правильного прикуса зависит от слаженной работы группы мышц, расположенных вокруг зубных рядов. Любые нарушения в работе мышц отрицательно сказываются на прикусе, положении челюстной дуги и зубов. С помощью миогимнастики можно восстановить работу челюстных мышц, выровнять прикус, исправить аномальное расположение зубов.
Гимнастика может проводиться до ортодонтического лечения, совместно с ним либо после для закрепления результата. Методику лечения определяет врач-ортодонт.
Миогимнастика может быть назначена как часть комплексного лечения, так и как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса.
Миогимнастика оказывает следующее действие на челюстно-лицевой аппарат:
- активирует рост костной ткани;
- способствует укреплению мышц;
- формирует компенсирующий механизм;
- нормализует функциональность;
- благотворно влияет на трофику тканей.
В результате гимнастических упражнений мышцы челюсти активно перестраиваются, челюстные кости обретают анатомически правильную конструкцию и форму.
Когда назначают
- аномалия прикуса разной степени тяжести;
- нарушение функции речи;
- нарушенный тонус лицевых мышц;
- неправильное расположение коронок зубов;
- профилактические меры.
Если у ребенка неправильная осанка, то вместе с миогимнастикой назначают и комплекс физических упражнений на исправление положения позвоночного столба.
Миогимнастика особенно эффективна в возрасте 4-7 лет.
Чем раньше ребенок начинает выполнять гимнастические упражнения, тем больше шансов исправить патологию без медикаментозного и ортодонтического вмешательства. Уже после девяти лет миогимнастика не может применяться как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса. Однако ее рекомендуют выполнять как дополнительную меру воздействия на зубочелюстную систему.
Информация о челюстях
Челюсти — это пара костей, которые образуют основу рта и зубов (см. рисунок 1).
- Верхняя челюсть — это верхняя челюстная кость.
- Нижняя челюсть э это нижняя челюстная кость.
- Височно-нижнечелюстной сустав — это место крепления нижней челюсти к черепу.
- Жевательная мышца — это мышца, соединяющая нижнюю челюсть с черепом.
Рисунок 1. Кости и мышцы челюстей
Открытие и закрытие рта обеспечивают множество мышц и нервов, расположенных вокруг челюстей. Большинство людей могут открыть рот на 35–55 миллиметров (1,4–2,2 дюйма), что равно ширине трех пальцев руки (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Нормальная высота открытого рта
Вернуться к началу
Методика Роджерса
Первые методические разработки по исправлению ортодонтических дефектов зубочелюстной системы предложил американский стоматолог А. Роджерс. Согласно его рекомендациям упражнения нужно выполнять следующим образом:
- мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом;
- интенсивность сокращений не должна превышать естественную нагрузку;
- упражнения нужно выполнять на регулярной основе;
- движения не должны быть резкими или прерывистыми, но плавными и медленными;
- упражнения нужно повторять до появления легкого (местного) утомления;
- миогимнастику можно делать с детьми от 4 лет и старше.
Правила, которые предложил взять за основу Альфред Роджерс, актуальны по сей день. На базе перечисленных правил современные ортодонты создают комплексы своих упражнений для коррекции зубочелюстных патологий.
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Противопоказания
Самостоятельно практиковать миотерапию нельзя, так как это может закончиться неприятными результатами. Назначать гимнастику должен стоматолог-ортодонт после проверки состояния лицевых мышц. Пациент самостоятельно не сможет определить степень неразвитости челюстных мышц, хрящей и суставов.
Противопоказания:
- сильная аномалия прикуса (от третьей степени и выше);
- обездвиженность мышц лица;
- обездвиженность челюстных суставов;
- гипотрофия челюсти.
При этих серьезных патологиях необходима хирургическая коррекция или иные формы ортодонтического вмешательства.
Нужно учитывать и давность костно-челюстных изменений, которая зависит от возраста пациента. Если аномалия развилась давно и зафиксировалась достаточно долгое время, гимнастический комплекс не поможет исправить дефект. Поэтому старый зубочелюстной дефект относится к противопоказаниям при назначении гимнастики.
Выполнять упражнения следует на регулярной основе, чтобы увидеть эффект от применения методики. Если начать делать и бросить, весь достигнутый результат исчезнет.
От чего зависит эффективность?
Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:
- гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
- при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
- проводить системно в одно то же время;
- комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.
После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.
Миогимнастика для детей
Гимнастику для тренировки круговой мышцы лица желательно начинать с 4-7 лет. В этот период можно добиться качественного результата по исправлению дефекта прикуса. Ребенок уже понимает, что от него требуется, может совместно работать с доктором или родителями дома. С ребенком детсадовского и младшего школьного возраста упражнения проводятся в форме игры. Это спасает малыша от переутомления и снижения концентрации внимания.
Упражнения для детей должны быть понятными, несложными в исполнении. Дети могут заниматься гимнастикой самостоятельно или в коллективе. Контроль за правильностью выполнения упражнений возлагается на взрослых (родителей, медработников, воспитателей).
Перед занятиями миогимнастикой следует удостовериться, что у ребенка нет проблем с носовым дыханием. Неправильное дыхание становится препятствием к достижению результата от миогимнастики. При ротовом дыхании выполняют специальные упражнения, направленные на устранение этой привычки. Укрепление круговой мышцы рта позволит исправить деформацию верхней челюстной дуги, сделает форму лица более привлекательной и подвижной.
Нужно уделять внимание тренировке мышц языка, чтобы он всегда находился в правильном положении: кончик касается нёба. Правильное положение языка сформирует четкую дикцию и артикуляцию, то есть, устранит или предотвратит дефекты речи.
Помимо гимнастики и упражнений детям следует чаще предлагать твердые овощи и фрукты — яблоко, морковь, репу. Употребление перечисленных продуктов в сыром виде способствует укреплению мышц лица, массирует десны, формирует правильный прикус.
Укрепление круговой мышцы рта
Эти упражнения просты в исполнении, но способствуют укреплению мышцы, отвечающей за функциональность рта.
- Взять губами палочку от мороженого и удерживать ее до ощущения легкой усталости в губах. Вместо палочки от мороженого можно взять школьную линейку (предварительно вымыть).
- Две пуговицы средних размеров прикрепляют к шнуру на расстоянии 15-17 см друг от друга. Нужно захватить одну пуговицу губами, а вторую взять пальцами и тянуть в сторону. Упражнение практикуют 2-3 раза в день, количество повторов — 10.
- Дуть на вертушку, повторять по 10 раз в два или три подхода в день.
- Ежедневно надувать по 10-15 воздушных шариков.
Укрепление мышцы, выдвигающей нижнюю челюсть
Эти упражнения необходимы для детей на искусственном вскармливании. У них нижняя челюсть уходит назад. Это называется дистальный прикус.
- Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, чтобы нижние резцы установились впереди верхних. В таком положении челюсть удерживают не менее 10 секунд.
- Повторить упражнение с поворотом головы вправо.
- Повторить упражнение с поворотом головы влево.
- По мере освоения упражнения время выполнения продлевают, а частоту повторов увеличивают до десяти раз.
- Усложненный вариант упражнения: встать прямо, ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, руки отвести назад. После этого нужно выдвинуть нижнюю челюсть и удерживать ее максимально долгое время. Резко выдвигать челюсть нельзя, всё нужно делать плавно и в умеренном темпе.
- Нужно достать кончиком языка собственный нос. Сначала делать упражнение 2-3 раза, затем увеличить число повторов.
Укрепление верхней челюсти
Цокать языком, ощущая его положение на нёбе. Выполнять упражнение можно сколько угодно долго, пусть малыш приучится чувствовать кончик языка в правильном положении.
При сомкнутых губах нужно отвести нижнюю челюсть назад. Это следует делать одновременно: закрывать рот и отводить челюсть. Упражнение следует повторять утром, днем и вечером по 2-3 раза. Не следует резко открывать и закрывать рот, упражнение выполняют плавно в умеренном темпе.
Укрепление языка
Функции языка очень важны не только для прикуса, но и для четкости дикции и артикуляции. Неправильное положение языка устанавливается во время сосания большого пальца, привычки тянуть всё в рот, неправильном глотании. Также упражнения показаны после хирургической коррекции короткой уздечки.
- Приоткрыть рот и облизывать кончиком языка верхние и нижние губы, от одного уголка рта к другому.
- Стараться достать кончиком языка нос, а затем подбородок.
- Проводить кончиком языка по зубам, как бы пересчитывая их.
- Щелканье языком.
Эти упражнения следует повторять утром, днем и вечером по нескольку раз подряд.
При слабости задней стенки языка полощут рот до пяти раз в сутки, широко зевают 5-7 раз подряд.
Вестибулярная пластина
Это специальная пластина, с помощью которой корректируют дефекты прикуса, укрепляют челюстно-лицевые мышцы, исправляют аномальное положение языка. Ночью пластину помещают ребенку в рот, а днем делают с ней упражнения. Пластину удерживают губами, а рукой вытягивают вперед кольцо.
Нужно удерживать пластину губами, не позволяя вытянуть ее изо рта. Упражнение рекомендуется выполнять утром/вечером по 12-15 раз подряд. Начинать можно с двукратного повторения, постепенно увеличивая количество повторов до пятнадцати.
Вестибулярную пластину-пустышку рекомендуется давать детям от двух до четырех лет. Она успокаивает сосательный рефлекс, плавно замещая его жевательным. Пластина выполнена из медицинского силикона, абсолютно безопасна для ребенка. По статистике 85% малышей отвыкают от пустышки через пару недель использования пластины.
Польза вестибулярной пластины
- приучает язык к правильному расположению в полости рта;
- помогает избавиться от ротового дыхания;
- корректирует смыкание губ;
- устраняет речевые дефекты;
- укрепляет круговую мышцу рта.
Если у ребенка ярко выраженный дефект строения челюсти, для коррекции применяют особенную пластинку с козырьком.
Если ребенок привык прикладывать язык между зубами, применяют специальную пластинку с заслонкой.
При речевых дефектах (врожденных или приобретенных) применяют пластинку с бусиной. Речевые дефекты распространены среди детей дошкольного возраста. К ним относится:
- гнусавость;
- заикание;
- неправильное произношение звуков;
- замедленная либо ускоренная речь.
Также пластинка с бусиной показана при слабом языке, когда его мускулатура недоразвита.
Преортодонтический трейнер
Это устройство применяют для помощи в коррекции зубочелюстных дефектов и функций речи. Его надевают всего на час в дневное время, а затем на всю ночь. Применение трейнера облегчает аппаратное ортодонтическое лечение и способствует быстрому восстановлению функций языка, глотания, произнесения звуков. Также трейнер приучает язык к правильному положению в полости рта, устраняет ротовое дыхание и избавляет от привычки сосать палец или нижнюю губу.
Гипотонус мышц
- Сделать из губ трубочку (как для воздушного поцелуйчика) и удерживать их в таком положении до ощущения легкой усталости. Затем медленно растянуть губы в улыбке.
- Надуть щеки при сжатых губах. В это время дышат через нос. Затем нужно выдавить воздух из щек при помощи нажатия на них ладонями. Губы разжимать нельзя.
- Надувать пространство сначала под верхней губой, а затем под нижней. Продолжать чередовать верхнюю и нижнюю позицию до ощущения легкой усталости.
- Дуть на предмет, имитируя задувание свечи.
- Подбросить высоко кусочек ваты и дуть на него, не давая упасть на пол.
- При максимально сжатых губах растянуть рот в стороны при помощи пальцев.
- Положить ватные тампончики под нижнюю и верхнюю губу, в таком состоянии стараться четко произносить слова.
Неполное смыкание губ
- Сжать крепко губы и делать круговые движения языком за сомкнутыми губами.
- Водить кончиком языка по нёбу, имитируя движение малярной кисти.
Неправильное глотание
Инфантильным называется глотание, свойственное младенцам до года, иногда до двух лет. Это глотание отличается от взрослого тем, что кончик языка при нем касается губ.
- На кончик языка надевают силиконовое кольцо, а затем просят ребенка сглотнуть слюну. Колечко выдает врач-ортодонт.
- При сомкнутых губах следует давить кончиком языка на выпуклость (нёбо) над верхними зубами. Упражнение повторяют ло ощущения легкой усталости.
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Советы по выполнению упражнений
Помните, что для хорошего результата от применения миогимнастики нужно соблюдать последовательность, систематичность и активность. Необходим сознательный подход к делу, вера в результат и упорство в достижении цели.
Советы при выполнении упражнений:
- активно нагружать мышцы;
- движения проводить с максимальной амплитудой;
- постепенно увеличивать скорость выполнения и количество повторов;
- отдых мышц после нагрузки равен по времени их активности;
- все упражнения выполняют до чувства усталости, перенагружать мышцы не рекомендуется;
- желательно выполнять упражнения в одно и то же время суток.
Миокоррекция дает наибольший эффект до смены молочных зубов, когда челюсть еще не сформирована. Также гимнастику проводят при замене молочных зубов коренными — от девяти до двенадцати лет. Но во втором случае требуется более длительное лечение.
Преимущества и недостатки метода
Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.
При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.
К недостаткам миотерапии можно отнести:
- длительность лечения;
- невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
- при отсутствии системности быстро наступает регресс.
Итог
Миогимнастика является эффективным методом коррекции зубочелюстных аномалий. Она может применяться как самостоятельное лечение, в комплексе с аппаратным лечением и в качестве профилактического средства. Пока у ребенка молочные зубы не сменились постоянными, нужно решить вопрос с миотерапией.
После проведения полного курса гимнастических упражнений восстанавливается функция жевания, нормализуется тонус мышц лица, нижняя челюсть становится более подвижной. Помимо восстановления функциональности челюстно-лицевого отдела корректируется дикция, становится более четкой артикуляция.
Помните, что комплекс упражнений должен подобрать стоматолог-ортодонт на основании диагностики полости рта ребенка. Самостоятельно заниматься с малышом не рекомендуется.
Используемые источники:
- Аникиенко, А. А. Аппаратурное ортодонтическое лечение и его подчинение физиологическим законам раздражения / А.А. Аникиенко, Н.В. Панкратова, Л.С. Персин. — М.: Медицинское информационное агентство
- Андреищев, А. Р. Сочетанные зубочелюстно-лицевые аномалии и деформации / А.Р. Андреищев. — М.: ГЭОТАР-Медиа
- Каламкаров, Х. А. Ортопедическое лечение патологической стираемости твердых тканей зубов / Х.А. Каламкаров. — М.: Медицина