Факты о прорезывании зубов
Прорезывание зубов – это сложный физиологический процесс, который длится в течение нескольких лет. В этот период происходит формирование зубных зачатков и их движение внутри челюсти. Процесс прорезывания чаще всего протекает довольно болезненно. Происходит постепенная смена прикуса: временный (молочный прикус) меняется на постоянный. Это связано с развитием костей у ребенка, в частности, с ростом костей черепа. Также в этот период происходит формирование костных структур, мягких тканей, которые окружают зуб, и рассасывание корней молочных единиц для освобождения места постоянным.
Первая стадия формирования зубов начинается еще в эмбриональном периоде. Полное завершение этого процесса происходит с прорезыванием зубов мудрости примерно к 25 годам.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
- тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
- в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Когда появляются первые зубки
На момент рождения малыша его зубы находятся в состоянии формирования внутри челюстных костей. В кости располагается полный комплект молочных зубных единиц на разных стадиях роста. Передние резцы формируются раньше всех и начинают прорезываться через десны в возрасте шести месяцев. При правильном развитии ребенка зубные единицы продолжают прорезаться попарно, т.е. по одному с каждой стороны. Полный комплект из двадцати молочных зубов должен появиться в первые три года жизни ребенка.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства характеристики | ЗПР | УО |
Характер | Обратимый | Необратимый |
Вид нарушения | Замедление темпа психического развития | Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций |
Масштабность | Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже | Тотальность – страдают практически все функции |
Первичный дефект | Частичное повреждение базальных структур | Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности |
Как развивается | Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности. | Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции |
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
Как определить задержку в прорезывании
Если ребенку исполнилось 1,5 года, а у него до сих пор нет ни одного зуба, то это серьезная причина обратиться за консультацией в стоматологическую клинику.
Нормальным сроком появления первых зубных единиц в полости рта считается возраст от 4 до 16 месяцев, последующие зубки появляются постепенно после первых.
Постоянные зубы начинают свой рост к 6-7 годам.
Незначительное расхождение с установленными сроками еще не повод бить тревогу, беспокоиться стоит при полном отсутствии зубов у ребенка.
Диагностика и лечение
Для диагностики заболевания стоматологу необходимо детальное обследование полости рта пациента. Врач выясняет у больного ряд моментов:
- причины и время потери зубов;
- информацию о перенесенных заболеваниях;
- данные о ранее использованных больным зубных протезов.
В ходе осмотра стоматолог отмечает асимметрию лица, выраженность подбородочных и носогубных складок, степень уменьшения высоты нижнего отдела лица, наличие заед, характер смыкания губ, топографию переходной складки, степень открывания рта, характер соотношения челюстей. Специалист также определяет наличие хруста в суставах, боли при движении нижней челюсти и диагностирует степень атрофии альвеолярных отростков.
Осмотр обязательно включает пальпацию полости рта и рентгенографию ВНЧС. На основании полученных данных врач определяет дальнейшую тактику лечения (протезирования), выбирает для пациента подходящий вид протеза, слепочный материал.
Разновидности задержки в прорезывании
Расхождение со среднестатистическими сроками более чем на полгода в прорезывании молочных зубов считается задержкой.
Задержка от средних сроков в появлении постоянных зубов не должна превышать года. Существует две разновидности позднего прорезывания.
- Позднее формирование зубного фолликула. В такой ситуации соотношение между развитием зуба и его появлением в ротовой полости соблюдено, но оба процесса протекают медленнее положенного срока.
- Позднее прорезывание. При таком развитии зуб полностью формируется, у него вырастает корень, но зубная единица не может прорезаться. Полностью сформированные зубы остаются в кости – ретинированными. Они могут находиться полностью под десной или виднеться из-под нее частично.
Перед тем, как переживать о задержке прорезывания, необходимо диагностировать присутствие зачатка зуба в кости. Для этого делают панорамный снимок, который дает возможность отличить полное отсутствие зачатка от задержки в формировании.
Как помочь ребенку
Каждая мама должна ответственно подойти к этому важному процессу, сделав следующее:
- Предупредить близких и друзей о том, что сейчас ваш ребенок может быть более капризен и раздражителен, хочет больше внимания и тепла. Нужно отнестись с должным пониманием и терпением к его поведению.
- Постараться делать ежедневную влажную уборку помещения, следить за чистотой игрушек, столовых приборов и предметов личной гигиены, ведь несоблюдение этого правила может привести к кишечному расстройству.
- Купить специальные игрушки-прорезыватели для десен, что облегчит страдания малыша, обеспечив обезболивающий эффект (покупку данного предмета по уходу за ребенком лучше приобрести в аптеке или специализированном детском магазине).
- Нелишней будет покупка геля для десен, который также поможет снизить воспаление, успокоив раздраженные десна и немного обезболив их (подбор препарата должен осуществить ваш педиатр).
Причины задержки в прорезывании
Нарушению сроков прорезывания могут способствовать множество причин.
- Наследственный фактор. Если у родителей зубы прорезались позже, чем у других детей, то этот симптом может наблюдаться и у их детей.
- Недоношенность или маленький вес младенца при рождении.
- Заболевания будущей мамы в период беременности, травмы при родах, а также болезни ребенка в первые несколько месяцев после рождения.
Перечисленные выше факторы больше всего оказывают влияние на сроки прорезывания, а также на качество формирования зубных единиц.
К остальным причинам относят:
- нарушения в рационе питания ребенка;
- нехватка некоторых витаминов и минералов;
- гипотиреоз;
- рахит и его последствия.
Следует также учитывать то, что девочки опережают в развитии мальчиков, а, следовательно, и зубки у них появляются раньше.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
- педагогическая запущенность;
- систематические психотравмы;
- неприемлемые условия воспитания;
- ограниченность жизнедеятельности ребенка.
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
От чего зависят сроки?
Сроки формирования, как временных, так и постоянных зубных единиц у детей можно сопоставить с некоторыми явлениями.
- Пол. У девочек все зубы, кроме первого верхнего жевательного, прорезываются раньше, чем у мальчиков.
- Челюсти. Зубы на нижней челюсти появляются быстрее, чем на верхней.
- Расположение зубов. Моляры и премоляры чаще всего прорезаются с задержкой.
- Прикус. В молочном прикусе задержка происходит значительно реже, чем в постоянном.
- Популяция. Ученые выяснили, что у людей, проживающих в разных странах, разные сроки появления зубов. К примеру, у европейцев задержка прорезывания является довольно частым явлением.
- Климатические условия. В теплом климате зубы прорезаются быстрее, чем в холодном.
- Уровень урбанизации. У жителей городов зубы формируются быстрее, чем в сельской местности.
- Эволюция. Последние поколения чаще сталкиваются с аномалией в прорезывании зубов мудрости и клыков на верхней челюсти. Ученые объясняют этот феномен с эволюцией человека, как вида, и с нехваткой места из-за уменьшения общих размеров челюсти.
Симптомы прорезывания
Симптомы прорезывания первых зубов:
- сонливость, беспокойство, раздражительность;
- обильное слюноотделение;
- снижение или потеря аппетита;
- отечность и покраснение десен;
- кашель, прозрачные носовые выделения;
- повышение температуры тела;
- рвота, диарея или запор.
Если такие симптомы обнаружены у вашего малыша, с большой вероятностью можно сказать, что ребенок готовится к появлению своего первого зуба. Все указанные симптомы являются вариантом нормы и уже через несколько дней пройдут самостоятельно. Такие неприятные симптомы часто имеет только прорезывание самых первых жевательных органов, последующие, вероятнее всего, появятся с меньшими трудностями. Хотя многое зависит от особенностей организма конкретного ребенка.