Ребенок не хочет чистить зубы: вот 6 приложений, которые исправят ситуацию

Ухоженные и здоровые зубы – это не только красиво, но и необходимо нашему организму. Поэтому начинать заботиться о них нужно ещё до того, как у ребёнка появились молочные. А как только первый зуб вылез – его уже пора чистить. Многие считают, что чистить молочные зубы необязательно, ведь они всё равно сменятся. Но на самом деле это не так. Эмаль у них слабая, а значит, велик риск того, что её поразит кариес.

Стоит отметить, что даже грудное вскармливание в этом случае не панацея – ведь и грудное молоко содержит определённое количество сахара. Поэтому кариес можно обнаружить у любого ребёнка, независимо от того, получает ли он прикорм или нет, питается маминым молоком или искусственными смесями. Факторов развития кариеса множество, и плохая гигиена полости рта ребёнка – не последний из них.

  • 2 Когда начинать чистить зубы
  • 3 Щётки и пасты для детей
  • 4 Самостоятельная чистка

Трусишка Ежик и больной зубик

Однажды у маленького Ёжика, что жил на самой окраине лесной полянки, там, где растёт большая-пребольшая берёза – ну, вы знаете – заболел зубик. Коренной, самый дальний. Раньше у него никогда не болели зубы. Молочные выпадали сами собой, им на смену вырастали новые, и всё было хорошо. А этот зубик вдруг «закапризничал» и разболелся. Ёжик ничего не стал говорить маме. Думал: ничего, потерплю немножко, сам пройдёт. Он рассказал об этом только своему лучшему другу, Бельчонку. – Что ты?! – тут же воскликнул Бельчонок. – Тебе надо срочно полечить этот больной зуб! Ёжик немного помолчал, потом признался: – Знаешь, если я скажу об этом маме, она поведёт меня к врачу, а мне… мне немножко страшно. – А чего же ты боишься? – спросил Бельчонок. – Я боюсь, что лечить зуб будет больно. – А-а-а, понятно, – улыбнулся лучший друг Ёжика. – Я тоже раньше этого боялся. А потом перестал. И знаешь, почему? – Почему? – Да, оказывается, сейчас врачи лечат зубы совсем без боли. – Совсем-совсем? – удивился Ёжик. – Совсем-совсем! – подтвердил Бельчонок. – Ну, даже нисколько, ни капельки не больно. Зато, если ты не пойдёшь лечиться, тебя могут ожидать… как же называется это слово… мама ведь говорила. А, вспомнил: тебя могут ожидать большие проблемы! И Бельчонок рассказал Ежонку историю про своего дедушку. У него тоже как-то заболели зубы, но он не пошёл к врачу, а решил полечиться сам. Сварил себе настой из еловых шишек, добавил туда каких-то травок, кореньев и начал полоскать себе рот. Так, оказывается, его научила старая Сова. Ну вот, полоскал-полоскал, а зубы-то не проходят – болят. Когда он всё-таки решился и обратился за помощью к врачу, было поздно: зубы пришлось удалять. А если бы пришёл в поликлинику вовремя, ему бы зубы вылечили, и всё было бы замечательно. – И вот теперь мой дедушка не может грызть вкусные орешки, – грустно закончил свой рассказ Бельчонок. – Это приходится делать нам с мамой – у нас-то зубки здоровые, потому что мы следим за ними, каждое утро чистим их зубной пастой, а если заболят – сразу идём к врачу. Теперь мы разгрызаем для дедушки орешки, а он кушает зёрнышки. Ежонок немного подумал, а потом спросил Бельчонка: – Неужели тебе совсем не было страшно, когда ты первый раз шёл к врачу лечить зубки? Бельчонок ответил честно: – Ну, совсем немножко, конечно, страшновато было. Но только первый раз. А когда я понял, что это вовсе не больно, мы с врачом даже подружились. Он называется стоматолог. И теперь я его нисколечко не боюсь, потому что, он очень добрый. Ёжик поверил своему другу и в тот же день рассказал маме про свой больной зубик. Назавтра она повела его к тому самому доброму врачу – стоматологу. Он усадил своего маленького колючего пациента в специальное кресло, достал специальные инструменты и начал лечить зуб. Ёжик некоторое время ещё побаивался, всё ждал – будет больно, или не будет. Но, к его весёлому удивлению, никакой боли он не ощутил. А уже на следующий день почувствовал себя совсем здоровым. Конечно, он тут же побежал к своему другу Бельчонку и сообщил ему об этом. Не забыв поблагодарить за добрый совет. И они опять начали вместе играть и прыгать через поваленное дерево. И даже устроили соревнование: кто быстрее нащелкает вкусных орешков для дедушки Бельчонка. С тех пор Ёжик уже никогда не боялся ходить к доброму стоматологу.

Автор: Игорь Чичинов

Зачем чистить зубки

Причины, по которым следует прививать гигиену с раннего возраста:

  • предупреждение формирования камня;
  • профилактика кариеса, стоматита, пародонтита, других воспалительных, инфекционных процессов;
  • профилактика заболеваний ЛОР-органов, патологий ЖКТ;
  • устранение неприятного запаха;
  • предупреждение изменения прикуса, дикции.

Эмаль у малышей по структуре намного тоньше, нежели у взрослых людей. Поэтому инфекции проще проникать через тонкую поверхность. Во время еды в труднодоступных пространствах остаются кусочки пищи. Бактерии образуют налёт, который становится камнем и вызывает гингивит и пародонтит. Если не чистить зубы детям, это приведёт к преждевременному выпадению, нарушению прикуса и даже к заболеваниям органов пищеварения.

Природой заложено так, что на смену молочной костной ткани сразу приходит коренная. Заболевания ротовой полости сопровождаются воспалительным процессом, который постепенно, без своевременного лечения, приводит к кариесу и разрушению зуба. Всё это становится причиной ранней потери.

Постоянная костная ткань в таком случае ещё не прорезается, а её отсутствие в нормальном количестве приводит к тому, что кроха не пережёвывает до конца пищу. Она попадает в желудок, которому очень трудно её переваривать в таком состоянии. Вырабатывается много соляной кислоты, которая входит в состав желудочного сока. Кислота вызывает раздражение слизистой. Этот процесс становится причиной гастрита или язвы.

Ещё одна опасность отсутствия нормальной гигиены – ЛОР-заболевания и хронические патологии органов дыхания. Попадая через микротрещины дёсен в кровоток, инфекция вызывает развитие гайморита, тонзиллита, ангины и даже менингита.

На фоне преждевременного выпадения, образовывается неправильный прикус. Это приводит к изменению дикции, деформации черт лица.

Сказка про больной зуб

Жил-да-был на белом свете маленький зубик. Он появился совсем недавно и был небольшого росточка, размером с коготочек. И прозвали его молочным. Хоть он и был маленьким и симпатичным, он был таким упрямым и нервным, что никто не хотел с ним дружить. Не хочу быть молочным, а хочу быть коренным, — капризничал малыш. Уж так ему не нравилось это имя. Будешь, когда вырастишь, — уговаривали его братишки и сестренки. А я хочу сейчас быть большим, сразу, — пищал он. Ну что ты неугомонный такой? — дивились старшие, глядя на малыша. Всему свое время. Ко всему прочему, не успел малыш появиться на свет, как сильно полюбил сладости, особенно конфетки. Но и от печенья и пряников он тоже не отказывался. Мое, мое, — кричал он изо всех сил, стараясь как можно больше перепробовать сладкого и вкусненького. Взрослые зубки только в недоумении пожимали плечами и отворачивались от сладкоежки. — Но нельзя же так много сладкого за один раз, — однажды не выдержал сосед. Но малыш не слушал, а только «хрум», да «хрум». Сколько же раз можно обдирать меня метелками? — ворчал он, глядя на зубную щетку. Но щетка, словно язык проглотила и продолжала своей шероховатой поверхностью катиться по зубам. Не трогайте меня, отстаньте от меня, — доносилось протяжным плаксивым эхом. … И вдруг. однажды, проснулся малыш среди ночи и заснуть не смог. Что-то головка разболелась, — подумал он, закрывая глазки. Ах, нет. Словно острая иголка уколола малыша где-то внутри. Ой, — вскрикнул он от неожиданной боли. И как только малыш открыл глазки, он просто не поверил, какая большая черная дырочка выросла за одну ночь. А ведь еще вчера ее не было, — пытался вспомнить малыш. А дырочка, между прочим, разрасталась с каждым разом все больше и больше, не обращая никакого внимания на малыша. Съем-ка я еще одну вкусненькую таблетку. Ой, нет, неправильно, — осекся малыш, — не таблетку, а конфетку — может станет легче. И тут же потянулся за сладеньким. Но, скушав конфету, он успел еще ухватить и три пряника и печенье. Прямо-таки обжора, — кушал малыш, глядя, как спят его братишки и сестренки. Не обжора я, вовсе нет. И тут он почувствовал, что невидимая иголка снова воткнулась в него. Но я же не кушал иголку, откуда ей появиться? — не успел подумать малыш, как вдруг почувствовал невероятную боль в дырочке. И малыш что есть силы захныкал. От его рева проснулись все, начиная от самого маленького до старого дедушки. И принялись его, бедняжку, успокаивать, уговаривать. Как только зубная боль утихомирилась, все до единого зубки, включая и не выспавшегося малыша, пошли в поликлинику. Кто — на профилактику, а кто — на лечение. Малыш после лечения стал таким здоровым, таким веселым, что даже его бледные щечки зарумянились, округлились. В глазках появился свет, и он почувствовал себя самым счастливым. А, главное, он понял, что нельзя кушать без меры много сладостей. И теперь у него стало так много друзей, что он и сам удивился!

Автор: Вячеслав Лапшинин

Правила чистки

Очищать следует наружную, внутреннюю и жевательную поверхности выметающими движениями, от дёсен к краям костной ткани. Вращательными движениями проводится массаж дёсен.

Техника выглядит следующим образом:

  • очистить внешние поверхности;
  • очистить внутренние поверхности;
  • очистить жевательные поверхности;
  • почистить язык.

1 шаг 2 шаг 3 шаг 4 шаг 5 шаг 6 шаг 7 шаг 8 шаг

Время процедуры – 1 мин. Не нужно сильно давить на щётку. Таким образом, можно повредить дёсны и эмаль.

Сказка про доктора и Машу

Жила была самая обычная девочка Маша, очень похожая на всех остальных детишек, девчонок и мальчишек. Ела один раз Маша орешек и вдруг заболел у нее зуб. Никогда раньше такого с Машей не было. Но зубик поболел и перестал, и только расстроилась мама Машина, сказала, что нужно обязательно врачу показаться. Пришли Маша и ее мама к врачу, только зашли в кабинет, Маша как закричит: — Ой, я знаю, вы дядя доктор в белом халате, вы меня лечить будете, я не люблю докторов! — Ну что ты, я пока никого лечить не собирался, я только посмотрю, — ответил доктор и попросил Машу открыть рот. И правда, он только посмотрел и сказал: — Ну что же, нужно зубик лечить. — Не хочу я ничего лечить, — закричала Маша испуганно, — я боюсь лечить! Я просто орешки больше есть не буду, а только мягкий хлебушек! Но доктор посмотрел ей в глазки и тихо спокойно ответил: — А если я тебе подробно-подробно расскажу, как и что мы лечить будем, и ты поймешь, что это не больно и не страшно, то может согласишься? -Нет, -настойчиво сказала Маша. — А если я тебе скажу, что доктора все немного волшебники? У нас есть волшебные таблетки, волшебные мази и порошки. Вот, например, я дам твоей маме волшебную таблетку храбрости. Если тебе будет страшно лечиться, мама даст ее тебе и страх пройдет. — Правда, есть такие таблетки? — спросила Маша.

— И не только такие. Еще у меня есть волшебная вода. Место, на которое я ею брызгаю, перестает болеть на некоторое время. Так что, если ты придешь лечить зуб, я сделаю все так, чтобы тебе ни в коем случае не было больно. Врачи вообще всегда при необходимости пользуются такой водой или мазью, поэтому врач не может тебе сделать больно, только если совсем чуть-чуть. Но самое главное волшебство я узнал у деда Мороза, ведь врачи и доктора учатся волшебству даже у него. Но что это за секрет я тебе покажу только если ты придешь лечить зуб. — Нет, я лучше не буду больше орешки есть, — сказала Маша и не стала лечить зубик. А по пути домой она все думала, что же это за волшебство, которому научил доктора Дед Мороз. Ей было интересно, но совершенно не хотелось лечиться. Маша точно решила просто перестать есть орешки.

Шли дни, и, к сожалению, несмотря на Машины старания, зубик иногда болел. Мама уговаривала Машу полечить зуб, чтобы он не разболелся сильнее, но Маше казалось, что она знает выход. Она перестала есть все твердое и сладкое и просила маму готовить одни кашки или суп. Только, несмотря на Машины выдумки, зубик иногда болел все равно, а в одно утро он разболелся так сильно, что Маша заплакала: — Ой-ой-ой, мама, почему ты не говорила, что станет ТАК больно! — Машенька, я говорила, что может стать очень больно, но ты не хотела меня слушать. Давай пойдем к врачу, ведь он нам дал волшебную таблетку храбрости как раз на этот случай. — А зуб сразу же перестанет болеть? — Уверяю тебя, как только доктор вылечит твой зубик, ты о нем больше и не вспомнишь.

И мама дала Маше волшебную таблетку. Маша и не знала, то ли от таблетки, то ли от того, что зуб стал болеть совсем сильно, она чуть ли не бегом побежала с мамой к доктору. — Здравствуй, — сказал доктор, — ну что же, пришел день показать тебе самое настоящее волшебство! Сначала я тебе побрызгаю в ротике волшебной водой, чтобы ты не чувствовала боли, а потом я дотронусь рядом с зубиком волшебной палочкой, произнесу заклинание, которому меня научил Дед Мороз, и у тебя во рту вырастет волшебный сугроб. И тогда твой рот ничего не будет чувствовать кроме холода. Затем я почищу твой зубик волшебной машинкой, а дырочку в нем заделаю волшебным пластилином, который затвердевает быстрее, чем за минуту. Вот и все. Неужели это звучит страшно? -Ой, совсем не страшно, — сказала Маша, — только вы поторопитесь, доктор, а то очень зубик болит. Она быстро села в удивительное кресло, и доктор все сделал именно так, как говорил. И она на самом деле почувствовала, как во рту у нее рос волшебный сугроб, а когда он вырос, зубик уже перестал болеть. И правда, все было совсем не больно и не страшно. И тогда Маша поняла, что доктора, действительно, настоящие добрые волшебники. И вы, ребята, вспоминайте об этом почаще, ведь нет на свете более доброй и волшебной профессии. А когда вам немного страшно идти к врачу, попросите у мамы таблетку храбрости, ведь преодолеть свой страх – это самое сложное, все остальное в сравнении с этим пустяки.

Детские средства ухода за полостью рта

Существуют такие варианты:

  1. Дентальные салфетки. Абразивная структура удалит налёт с поверхности эмали, языка, дёсен, слизистой оболочке щёк (в этих областях тоже скапливается большое количество бактерий).
  2. Силиконовая двухсторонняя насадка (надевается на палец). Оснащённая щетинками, с одной стороны, а с другой — выпуклыми пупырышками для очищения языка, щёк, дёсен. После каждого снятия налёта её тщательно моют и помещают в специальный контейнер.
  3. Паста. Обязательный состав – казеин, кальций, ксилит. Они улучшают структуру костной ткани и обладают бактерицидным свойством. До 3 лет покупайте пасты, которые не содержат фтора.
  4. Ополаскиватели. Разрешены к применению с 6 лет. Помогают предотвратить кариес, заживляют ранки на слизистой оболочке, дополнительно очищают эмаль.
  5. Щётка. Может быть обычной и ультразвуковой. Разрешены к применению с 1 года. Рабочая головка 1–2 см, мягкие щетинки и удобная ручка.

Невозможно сказать определённо, как выбрать пасту, ополаскиватель или другие средства. Компаний-изготовителей очень много, и они как один обещают отличный результат. Но не все изготовители добросовестные. Поэтому лучше узнать у стоматолога, каким средствам по уходу отдать предпочтение.

Многие пасты содержат красители и вкусовые добавки, которые становятся причиной аллергической реакции. Поэтому посоветовать, что лучше выбрать, может только стоматолог после осмотра.

Особенности профессиональной гигиены рта

Существует 4 метода профессионального снятия налёта. Но не все они подходят детям. Ультразвук и лазер разрешены с 14 лет. Механическую чистку уже практически не применяют.

Трёхлетнему мальчику чистят зубы в стоматологии:

В детском возрасте удаление мягкого камня проводится методом Air-flow, но только при минерализации эмали. Окончательно она формируется через год после прорезывания. Пескоструйная методика отлично ликвидирует твёрдый и мягкий налёт, является профилактикой кариеса.

Как проводится чистка у стоматолога

Желательно, чтобы детский врач нашёл подход к ребёнку, потому что если малыш будет бояться, то до очистки дело не дойдёт.

Этапы процедуры:

  1. При необходимости, для устранения даже малейшей боли, на дёсны наносят обезболивающий гель.
  2. Обязательно санация ротовой полости.
  3. Используются специальные мягкие щёточки.
  4. Стоматолог очищает каждый зуб. Сначала спереди, потом сзади (вестибулярная и оральная сторона).
  5. Затем проводится полировка и фторирование поверхностей.

После процедуры обязателен урок гигиены. Стоматолог покажет какими зубки стали аккуратными и расскажет, как правильно за ними ухаживать.

Выбираем щётку

Обратите внимание на следующие пункты:

  1. Модель и оформление. Чтобы привить полезную привычку — заинтересуйте. Лучше выбрать яркое изделие, на котором изображены любимые сказочные и персонажи из мультиков. В игровой форме убедите ребёнка, что атрибут – это добрый друг, который помогает защищать от болезней.
  2. Соответствие возрасту. После года и в дошкольном возрасте надо выбирать мягкую щетину; от 6 до 10 лет – со средней жёсткостью. Наиболее качественное снятие камня будет при высоте щетины не больше 10 мм.
  3. Ручка. Удобная, из нескользящего материала. Скользкая ручка становится причиной механического повреждения слизистой оболочки.
  4. Рабочая головка. Стоматологи рекомендуют пользоваться щёткой с головкой 1–2 см. Любое неудобство вызывает у ребёнка неприязнь к процедуре. И происходит это в основном, если головка – большая.

В любом случае желательно проконсультироваться со стоматологом.

Если малыш отнекивается

Ни в коем случае нельзя ругать или наказывать. Формирование полезной привычки – дело времени. Придерживайтесь таких правил:

  1. Сначала просто дать поиграть со щёткой – карапуз будет рассматривать, обязательно «потянет» в рот. Затем постепенно имитировать чистку рукой малыша.
  2. Говорить о том, что зубы убегут, если их не «умывать».
  3. В стоматологиях есть макеты челюстей, на которых наглядно можно продемонстрировать, что бывает, если не очищать ротовую полость.
  4. Дать малышу самостоятельно выбрать аксессуары для гигиены.

В этом видео Инесса рассказывает о своем подходе к малышу:

Каждый успех поощрять – прогулкой на улице, вкусными фруктами, любимой игрой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]