Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»


Описание и симптомы проблемы

Зачаток ретенционного зуба находится в кости, но его дальнейший рост не происходит по ряду определенных причин. Данное явление считается аномальным, если элемент так и не прорезался в течение двух лет с момента наступления положенного срока.

При частичной форме патологии часть коронки находится над десной или ее очертание просматривается через десневую ткань. При полной ретенции и коронка, и корень остаются полностью скрытыми. Обычно данной проблеме подвергаются резцы, клыки и самые крайние «восьмерки». Для уточнения положения и формы часто требуется прохождение рентгенологического исследования.

Обычно пациенты отмечают повышение температуры тела и общее недомогание при прорезывании, появляется отечность и изменение оттенка слизистой. Кроме того, если элемент полностью сформировался в костной ткани, но не показался на поверхности, может возникать ярко выраженная болезненность (чаще всего она носит монотонный характер). Это говорит о том, что зуб давит на корни своих соседей. В ряде ситуаций также отмечается онемение лица, что вызывается давлением на нервные окончания. Стоит также отметить, что в отдельных случаях патология не провоцирует появление каких-либо явных симптомов.

Чем можно помочь малышу

Главный вопрос, что делать, если у ребенка в 8 месяцев нет зубов, требует немедленного решения. Поэтому рекомендации в подобной ситуации однозначные:

  • никогда самостоятельно не наносить механических повреждений на деснах;
  • стимулировать жевание можно с помощью специального приспособления;
  • пересмотреть вопросы питания малыша, обсудив их с педиатром;
  • до 11-12 месяцев можно наблюдать за ситуацией – ничего страшного в организме ребенка не происходит;
  • если же зубов по-прежнему нет, то необходимо обратиться к стоматологу.

Что может сделать врач? Несмотря на грудной возраст ребенка – доктор назначит рентгенографию челюстей. Это поможет диагностировать адентию. В любом случае – всегда следует неукоснительно соблюдать рекомендации детского стоматолога, который всегда постарается помочь малышу.

Причины ретенции

Чаще всего причина развития ретенции связана с неправильным расположением соседних зубов, которые становятся препятствием для прорезывания ретенционного. В других случаях причиной проблемы может стать слишком плотная костная или десневая ткань.

К другим факторам, влияющим на развитие патологии, относят следующие явления:

  • сверхкомплектность (аномально большое количество зубов),
  • заболевания внутренних органов, что приводит к нарушению полноценного развития всей костной системы,
  • утрата молочных зубов в слишком раннем возрасте,
  • генетическая предрасположенность.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Невролог

24 апреля 2021

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Симптомы прорезывания

Симптоматика проклевывания молочных зубов у всех детей одинаковая. К первым признакам можно отнести обильное слюноотделение и воспаление десен. Чаще всего они появляются за несколько недель до прорезывания, но бывают случаи, когда десна зудит с 3 месяцев, что доставляет дискомфорт малышу, и он начинает тянуть в рот разные предметы.

Часто у ребенка наблюдаются расстройство пищеварения, плохой аппетит, нарушение сна. Бывают случаи, когда незначительно повышается температура, может появиться диарея, насморк, влажный кашель. Нередко у малышей меняется поведение: они капризничают, плачут без причин и просятся на руки к родителям.

Бывает, что эти признаки указывают на другие заболевания, поэтому обращение к врачу лучше не откладывать.

В каком возрасте формируется постоянный прикус

Постоянные элементы дентального ряда начинают появляться еще до того, как выпадут временные. Первыми (примерно в 6 лет) показываются «шестерки» (первые моляры). В 8 прорезываются резцы, в 9 – 10 – клыки и премоляры, затем вторые премоляры и коренные. Ну а зубы мудрости (они же «восьмерки») – после 20 лет, и не у всех. Принцип парности появления зубов сохраняется и при формировании постоянного прикуса. При этом сначала вырастают моляры на нижней челюсти, потом – на верхней. Далее сменяются элементы нижнего зубного ряда, потом верхнего. Наиболее верный признак скорейшего появления постоянного зуба – выпадение временного.

Слишком быстро

Прежде всего, очень важно определить, насколько готова конкретная пара мама-малыш к завершению грудного вскармливания. Готовность маминого организма определить легко. Главный показатель — как наполняется грудь молоком во время длительного (до 12-24 часов) перерыва в прикладываниях малыша. Если мама несколько часов не кормила своего ребенка, и ее грудь при этом не наполняется до неприятных ощущений и не нуждается в сцеживании, то мама готова.

Что касается малыша, то считается, что ребенок готов, если у него в день осталось лишь 1-3 прикладывания и при этом он не сосет соски (пустышки, бутылки), ручки, игрушки, тряпочки, одежду, нижнюю губку и прочее. Во всех остальных случаях надо постепенно сократить количество прикладываний до 1-3 в сутки и только потом делать последний шаг.

Если малышу уже исполнилось 1,5 года, можно попробовать подготовить его к отлучению постепенно. На это у деткам старше полутора лет требуется хотя бы месяца два. Плавное отлучение состоит из нескольких этапов, каждый из которых может занимать около 1-2 недель.

  • Сократите прикладывания во время бодрствования малыша, уберите «прикладывания от скуки». Не провоцируйте малыша: не переодевайтесь при нем, не ходите в нижнем белье, не сидите в присутствии ребенка без дела.
  • Укладывайте ребенка на дневной сон без прикладывания к груди.
  • Далее убирайте вечерние засыпания под грудью. Вначале забирайте грудь у малыша, если он насосавшись заснул, но еще держит ее во ротике.

Утром вставайте раньше ребенка. Отвлекайте на посторонние вещи, предлагайте поиграть, посмотреть в окошко. В один прекрасный день малыш просто забудет утром приложиться к груди.
В постепенном процессе отлучения от груди самое важное — не торопить события и действовать по правилу «шаг вперед, два назад». Тогда ваше отлучение пройдет плавно и безболезненно.

Как помочь ребенку в прорезывании

Чтобы облегчить состояние ребенка и частично снять болевые синдромы, родители могут проводить легкий массаж десен. Для этого необходимо обернуть палец стерильным медицинским бинтом и помассировать воспаленные участки. Можно смазать десны специальной мазью с охлаждающим эффектом, которая продается в аптеке. Также стоматологи рекомендуют делать компрессы с отварами лечебных трав, например, ромашки.

При проклевывании зубов дети стараются грызть различные предметы. В этом случае предложите малышу резиновый прорезыватель или силиконовое зубное кольцо, заранее охлажденные в морозильной камере. Холод поможет снять неприятные болевые ощущения.

Важно знать: во время появления резцов следите за питьевым режимом ребенка, давайте ему много воды, чтобы предупредить потерю жидкости в организме.

В этот период следует быть чутким к малышу, играть с ним, находить для него интересные занятия. Это поможет ему переключить внимание и отвлечься от боли и дискомфорта.

Что может стать причиной нарушения сроков прорезывания

Причины отклонения от нормальных сроков:

  • наследственность;
  • курение или употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • болезни мамы, перенесенные при вынашивании плода или наличие хронических заболеваний у одного или обоих родителей;
  • токсикоз;
  • недоношенность или переношенность младенца (рождение раньше или позже срока);
  • врожденный гипотиреоз;
  • рахит;
  • болезни, перенесенные новорожденным в первые месяцы жизни.

Интересные факты: по статистическим данным, у первенцев зубки появляются раньше, чем у последующих детей; у малышей от позднородящих мам – раньше, чем у младенцев от молодых родителей; у мальчиков – позже, чем у девочек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]