Ребенок высовывает язык? Ждите нарушение прикуса

Поговорим о роли дисфункции языка в нарушениях прикуса

Язык напрямую связан с ротоглоткой, т.к. его задняя часть образует переднюю стенку ротоглотки. Когда ребёнок вскармливается естественно, никакой дисфункции нет, язык его активно работает, перемещаясь из задней части вперёд и вверх, открывая, таким образом, дыхательные пути. Носовые ходы растут и развиваются правильно, только если ребенок дышит носом. При частых простудах и ОРВИ возникает привычка дышать ртом, рот приоткрывается, расширяя пространство для языка. И разумеется, язык ребенка с удовольствием начинает осваивать это дополнительное пространство во рту и вне его. Так, дисфункция языка, закрепляясь в привычках у ребёнка, ведёт к разрастанию лимфоидной ткани, а значит, к аденоидитам и тонзилитам, поскольку именно нос обеспечивает фильтрацию воздуха, а при ротовом дыхании аллергены и вирусы попадают в прямо ротоглотку. При этом не происходит полноценного насыщения крови кислородом, и ребёнок становится сонлив и невнимателен. Исправьте прикус или дефект зубного ряда с помощью невидимых элайнеров Узнать что это

Ротовое дыхание как признак дисфункции языка

Формируется привычка дышать ртом, в том числе и во сне, что приводит не только к устойчивому формированию неправильного прикуса во взрослом возрасте и к усилению дисфункции языка. ребенок начинает чаще высовывать язык и использовать всю его мощь (а язык — сильнейшая ротовая мышца) не по назначению, прикладывая дополнительные усилия и давление на зубы. Обратите внимание — когда ребенок часто высовывает язык, спит с открытым ртом — это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит с ребенком во взрослый возраст. Про храп, слип апноэ и остальные негативные последствия от этого мы вообще пока не говорим.

А что же происходит с языком у ребенка потом?

А дальше — ротовое дыхание приводит к воспалению аденоидов. Дети с аденоидитами вынуждены высовывать, выдвигать язык вперед и вниз, чтобы обеспечить доступ воздуха через рот, а постоянное межзубное положение языка формирует открытый прикус и создаёт проблемы, которые приходится решать ортодонту. И — логопеду с постановкой звуков и фонацией. У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами

Частое высовывание ребенком языка нужно воспринимать не как игру или невинную детскую привычку, а как риск формирования зубочелюстных аномалий. И именно в детском возрасте необходимо правильно выстроить эффективное взаимодействие ортодонта с ЛОР-врачом, а при необходимости — и с логопедом.

Первая помощь при удушье

  1. Инородные тела дыхательных путей

Чаще всего в дыхательные пути попадают игрушки, пища (конфеты, жевательная резинка, орехи). Для детей младшего возраста опасны надувные игрушки, прокусив такую игрушку и испугавшись хлопка, ребенок может вдохнуть ее части.

  • Признаки: ребенок задыхается и не может кричать, издает свистящие шумы, тщетно пытается кашлять, лицо начинает синеть.
  • Что делать: вызовите неотложную помощь как можно быстрее. Затем приступайте к оказанию первой помощи.

Положите ребенка лицом вниз себе на руку так, чтобы его грудь оказалась на вашей ладони, и обхватите большим и указательным пальцами нижнюю челюсть. Сядьте и обоприте руку с ребенком о свое бедро или колено. Голову ребенка опустите ниже его туловища. В течение 5 секунд ладонью свободной руки нанесите 4 резких удара по спине между лопатками. Переложите ребенка на другую руку лицом вверх. Руку обоприте о свое бедро или колено. Голову ребенка держите ниже его туловища. В течение 5 секунд резко надавите пальцами 4 раза на грудную клетку чуть ниже сосков. Снова переложите ребенка на другую руку лицом вниз и нанесите ему еще 4 удара по спине. У детей старше года выполняют резкие толчки в верхнюю часть живота. Продолжайте чередование двух приемов (4 удара по спине, 4 надавливания на грудь) до выталкивания инородного тела. Если ребенок потерял сознание, крепко поддерживая рукой голову и шею и не сгибая ребенку спину, положите его на твердую поверхность лицом вверх и обнажите ему грудь. Большим и указательным пальцами откройте ребенку рот и придавите язык большим пальцем.

Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. Чтобы язык не закрывал дыхательное горло, приподнимите подбородок и отведите голову назад. Рот ребенка должен оставаться открытым. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию и сердечно-легочной реанимации. Даже если вам удалось освободить дыхательные пути ребенка от инородного тела и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу.

Чего не следует делать: не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны.

2. Приступ бронхиальной астмы

  • Симптомы: кашель, затрудненный выдох, свистящее дыхание, вплоть до тяжелых дыхательных нарушений. Когда обращаться ко врачу: если (1) признаки астмы появились у ребенка в первый раз, (2) не помогает назначенное врачом лечение, (3) температура тела поднялась выше 39°С, вызовите врача.
  • Что делать: успокойте и приободрите ребенка: беспокойство может лишь усилить астматический приступ. Дайте ребенку рекомендованные врачом лекарства. Поите ребенка часто и понемногу.

3. Ложный круп

Ложный круп протекает в виде затруднения дыхания (преимущественно выдоха), осиплости голоса, «лающего» кашля. Порядок оказания первой помощи:

  • Придать возвышенное положение тела;
  • Обеспечить доступ свежего воздуха;
  • Вызвать врача;
  • Щелочные ингаляции (1 столовая ложки соды на 1 литр воды);
  • Отвлекающие процедуры — тёплые ножные или ручные ванны;
  • Можно дать ребёнку антигистаминный препарат в возрастной дозировке (пипольфен, супрастин, тавегил и др.).

Чего не следует делать: противопоказано использование в любых формах трав и мёда, а также горчичников.

4. Обморок

Симптомы-«предвестники»: головокружение, тошнота, потемнение перед глазами, чувство дурноты, проваливания, отрешенности. Порядок оказания первой помощи:

  1. Посадите ребенка и наклоните его голову вниз ниже колен.
  2. Расстегните воротничок, пояс и другую одежду, стесняющую дыхание.
  3. Если ребёнок потерял сознание, уложите его на ровную поверхность и приподнимите его ноги на 20-30 см выше уровня туловища.
  4. Похлопать по щекам, растереть виски.
  5. Дать вдохнуть пары нашатыря, либо уксуса, либо другого резко пахучего вещества (детям старше 3-х лет).
  6. Повернуть голову ребёнка на бок для предотвращения удушья в случае рвоты.
  7. Проверить есть ли дыхание и пульс (сердечные сокращения), если нет — вызвать неотложную помощь и проводить искусственное дыхание.

Если обморок длится более 5 минут, вызвать неотложную помощь. После прихода в себя дать попить горячий сладкий чай. Хотя обмороки, длящиеся менее 5 минут обычно не причиняют вреда ребенку, необходимо выяснить причину их возникновения. Даже если обморок произошел впервые, обязательно обратитесь к врачу в ближайшее время!

Дефекты произношения у детей

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко являются дисфункции языка, дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

Остановка кровообращения и дыхания

Немедленно вызвать бригаду скорой помощи (реанимационную)!

  • Обеспечение проходимости дыхательных путей:
  1. при подозрении на травму шейного отдела позвоночника иммобилизируют шею
  2. очищают ротоглотку (грушей, пальцем)
  3. устраняют обструкцию, вызванную западением языка или сдавлением мягкими тканями шеи, выдвигают вперед нижнюю челюсть или приподнимают подбородок.
  4. улучшение проходимости дыхательных путей. Голову располагают по средней линии. Детям, в отличие от взрослых, не следует сильно запрокидывать голову, т.к. у детей это может привести к обструкции дыхательных путей. Под затылок кладут сложенное в несколько раз полотенце (взрослым – валик под плечи).
  • Начинают ИВЛ методом рот в рот (рот в рот и нос) и непрямой массаж грудной клетки. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки.

ИВЛ выполняют так, чтобы каждый вдох продолжался 1,0-1,5 с. Частота надавливаний на грудную клетку новорожденного – не менее 120 в мин, соотношение частоты вдуваний и надавливаний – 1:3. У детей более старшего возраста частота надавливаний – не менее100 в мин. Ребенка укладывают на жесткую поверхность и немедленно начинают непрямой массаж сердца. Отношение частоты вдуваний к частоте надавливаний на грудную клетку 1:5.

У грудных детей непрямой массаж проводят двумя способами: надавливают на грудную клетку средним и указательным пальцами одной руки, либо обхватывают ребенка двумя руками так, чтобы большие пальцы располагались на средней трети грудины, а остальные поддерживали спину.

В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину пальца ниже сосков). У детей 1-2 лет на грудину надавливаю выступом ладони одной руки. У детей постарше и взрослых используют две руки. В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка). Глубина опускания грудины: дети до года: 1,5-2,5 см, до 7-8 лет – 3-5 см, старше – 4-6 см. Эффективность непрямого массажа оценивают по пульсу на сонных и бедренных артериях. Реанимационные мероприятия нужно продолжать до прибытия врачей!

Пластинки Star Smile в помощь здоровому прикусу у ребенка

Стандартная пластинка Star Smile чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что привычки высовывать язык и держать палец во рту могут привести к серьёзным нарушениям. И только в этом случае лечение будет успешным, если авторитет врача сработает. Лечение даже во взрослом возрасте всегда может быть успешным, но на это просто потребуется больше времени и средств.

Причины возникновения и признаки

Болезнь провоцируется рядом вредных факторов:

  • вирусные заболевания будущей матери;
  • патологии плаценты на стадии внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • очень быстрые или замедленные роды с мозговым кровоизлиянием у ребенка;
  • некоторые родовые травмы;
  • недоношенность;
  • инфекции мозга и его оболочек, например менингит;
  • ДЦП (до 85% случаев дизартрии);
  • ЧМТ;
  • гидроцефалия;
  • интоксикации в тяжелой форме;
  • энцефалит. Источник: Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова Диагностика речевых нарушений //Дефектология, 2007

Виды неправильного положения языка

Различают 7 вариантов положения языка. Первый является правильным, а все остальные – варианты неправильного расположения органа. Рассмотрим их подробнее.

Вариант 1 – физиологически правильное положение языка

Небное положение языка считается правильным1. Язык в покое прижат к небу и располагается за верхними резцами. При таком расположении органа изначально формируется физиологически правильный прикус (если, конечно, нет других причин и факторов для развития патологической окклюзии). В данном случае, для формирования правильного прикуса, также важен общий мышечный тонус лица, работа височно-нижнечелюстного сустава и других элементов зубочелюстной системы.

Вариант 2 – неплотное прилегание к небу

В данном случае язык примерно на 0,5 см упирается над лингвальными бугорками. Также язык может опускаться вниз примерно на 0,5-0,8 см. При таких обстоятельствах орган не плотно прижимается к небу.

При глотании в таком случае язык будет упираться в верхние или нижние резцы. Это приводит к напряжению мышц нижней губы, которая в свою очередь наклоняет и скучивает нижние зубы.

Вариант 3 – язык проходит между молярами

При таком расположении язык покрывает лингвальные бугры. Тонус нижней губы нарушается, что приводит к формированию глубокого прикуса. При этом часто нижние зубы скучиваются из-за нехватки пространства.

Примечательно, что со временем выраженность глубокого прикуса может возрастать, а нижняя челюсть – смещаться в заднее положение. В таком случае человек жалуется на ограниченность подвижности нижней челюсти (в частности, при открывании рта).

Вариант 4 – язык покрывает щечные и лингвальные бугры

Если язык покрывает щечные и лингвальные бугры нижних моляров и/или премоляров, то в детском возрасте это приводит к проблемам с прорезыванием зубов. Язык оказывает давление на зачатки молочных зубов, не давая последним прорезаться. В будущем это может привести к нарушению формирования корней постоянных зубов. Существует даже риск рассасывания корня зуба, что ведет к адентии (потере зуба).

При 4-ом варианте положения языка снижается мышечный тонус губ. В такой ситуации на височно-нижнечелюстной сустав оказывается неадекватная нагрузка, что приводит к нарушению его работы.

Вариант 5 – низкое положение языка

При низком расположении языка отмечается его тугоподвижность. Часто кончик и средняя часть языка имеют повышенный тонус. По этой причине визуально кажется, что такой язык чрезмерно большой. Однако это не так. Язык нормальных размеров, но объемный эффект создает тонус.

Низкое положение языка оказывает значительное воздействие на зубочелюстную систему, в частности, нижнюю челюсть. По этой причине возможно чрезмерное развитие нижней челюсти (макрогнатия) с формированием мезиального прикуса. Также существует и опасность недоразвития верхней челюсти, что также формирует мезиальный прикус.

При выдвижении челюсти вперед также нарушается работа челюстных суставов. Это приводит к характерным щелчкам и боли при попытке открыть рот.

Вариант 6 – язык между верхними и нижними резцами

Часто при такой позиции языка ослаблены круговые мышцы рта и снижен жевательный тонус мышц. Это еще один вариант «низкого» расположения органа. Чаще всего при 6-ой позиции язык недостаточно активен, что приводит к развитию дефектов речи. Особенно заметно искажение свистящих звуков.

Если при таком расположении также нарушается тонус жевательной мускулатуры, то возможно удлинение лица, а также дискомфорт и боль в челюстных суставах. Связано это с нарушением распределения нагрузок на мышцы лица.

Вариант 7 – боковое положение

Чаще всего причиной такой позиции языка выступают вредные привычки (сосать палец, грызть ногти, ручки и так далее). Нарушение иннервации – еще одна причина бокового смещения языка.

При боковом положении языка отмечается нарушение глотания. Язык будет оказывать давление на ту сторону зубочелюстной системы, куда он отклоняется. Это приводит к неравномерному развитию челюстей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]