Каков гарантийный срок на стоматологические услуги по российскому законодательству?

Главная / Жалобы, суды, права потребителей / Услуги и защита прав потребителей

Назад

Опубликовано: 30.09.2018

Время на чтение: 6 мин

4

854

Установка пломбы на зуб или протезирование являются наиболее популярными стоматологическими услугами в России. Перед стоматологическими вмешательствами стоит уточнить, какой гарантийный период распространяется на пломбу или протез.

  • Правовые нормы
  • Срок гарантии на стоматологические услуги
  • Виды гарантийных обязательств
  • В каких случаях и как происходит ремонт или замена зубных протезов и пломб по гарантии

В течение этого срока клиент стоматологической клиники имеет право на безвозмездное устранение дефектов.

Правовые нормы

Под гарантийным сроком на установку пломбы или зубного протеза понимают период, в течение которого клиника и конкретный стоматолог несут ответственность за качество и последствия оказываемой услуги.

На установку пломбы на зуб или протезирование распространяет свое действие «Закон о защите прав потребителей». В нем указано, что исполнитель определенных работ и услуг должен сам устанавливать на них гарантийный период.

При этом в законодательстве содержится условие, что предоставление такой гарантии является обязанностью, а не правом стоматологов. Как минимум на пломбы и протезы должен распространяться гарантийный период.

В течение гарантийного срока пациент стоматологической клиники может рассчитывать:

  • на бесплатное устранение дефектов или повторную установку пломбы на безвозмездной основе;
  • на возврат убытков, которые понес пациент при необходимости исправления недочетов в другой клинике.

Также пациент имеет право отказаться от услуг данного врача, тогда стоматолог должен по требованию выплатить ему денежную компенсацию.

Помимо Закона о защите прав потребителей, установка гарантии на пломбу должна происходить в соответствии с «Правилами предоставления платных медицинских услуг медицинскими учреждениями», которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 1996 года, а также Гражданским кодексом, ФЗ-323 от 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», стандартами оказания медпомощи, протоколами ведения больных, принятыми Минздравом РФ.

Исполнение прав потребителей

Будут ли исполнены права потребителей, зависит от клиентов. Запомните – всегда важно читать договор на оказанную услугу. Именно в нем прописаны все нюансы получения услуги, а также как долго будет продолжаться гарантийный срок. Но помимо этого поговорим, какие действия в какой ситуации рациональнее выполнить, чтобы получить максимальный результат и потратить меньше времени.

Замена согласно условиям гарантии

Чаще всего после того как врач пролечил зуб, спустя какое-то время выпадает пломба или её часть. Если гарантия ещё действует лучше всего обратиться в ту же стоматологию, где лечились раньше. Последовательность действий следующая:

  • позвоните в регистратуру и запишитесь на прием к врачу (расскажите что случилось);
  • придя на прием, возьмите с собой договор и чек (об этом должны напомнить в регистратуре, но так происходит не всегда);
  • врач осматривает пломбу, и ставит вердикт – гарантийный это случай или нет;
  • если ответ врача не удовлетворяет, можно провести независимую экспертизу и даже пролечить зуб у другого врача;
  • принести результаты экспертизы в стоматологию, а также предоставить счет за выполненную работу, чтобы клиника компенсировала убытки.

Иногда даже наличие заключения эксперта ничего не дает. В таком случае желательно посоветоваться с юристом, чтобы разработать план дальнейших действий. Например, составить претензию или даже отправить иск в суд, что особенно актуально, если сумма за некачественное лечение была довольно крупной или специалисты нанесли вред здоровью.

Когда гарантия перестает работать

Клиники могут не работать по гарантии в следующих случаях:

  • Если пациент игнорировал гигиенические процедуры полости рта. Данный пункт включает не только регулярную чистку зубов, но и различные полоскания, мази и гели. Но только если восстановительный период предусматривал использование рассматриваемых средств, и это было зафиксировано в карточке пациента.
  • Если на пломбу воздействовал кто-то ещё. Например, после похода в стоматологию, клиент через несколько дней пошел к другому врачу, который леча соседний задел спорный зуб (например, немного его подпилил).
  • Было оказано влияние неопределимой силы. В частности, клиент попал в аварию или упал, и из-за этого выбил/сломал зуб. Естественно, врач в этом не виноват и требовать компенсации пациент не имеет права.

К тому же некоторые виды пломб вообще не подпадают под гарантии. Например, это касается временных вариантов.

Срок гарантии на стоматологические услуги

Срок гарантии на стоматологические услуги устанавливается на усмотрение врача. В том, что каждая клиника устанавливает свои временные рамки, на которые распространяется гарантийный период, нет никакого нарушения права потребителей.

В отношении установленной пломбы стоит различать такие понятия, как срок гарантии и срок эксплуатации. Последний, как правило, на порядок дольше. Например, эксплуатационный период коронки составляет 15 лет, но это не значит, что гарантия будет длиться все это время.

Датой начала гарантийного срока является дата оказания медицинской услуги, окончания – следующий день после истечения гарантийных обязательств.

На длительность гарантийного срока оказывает влияние клиническая картина полости рта пациента. Так, при повышенной стираемости зубов, наличии заболеваний полости рта (в частности, таких, как пародонтит, стоматит, пародонтоз), особенностях прикуса гарантия может иметь более сжатые временные рамки.

На сроки могут оказывать влияние соблюдение пациентом гигиены полости рта, посещение им бесплатных регулярных осмотров.

Во многом срок гарантии зависит от материалов, которые применялись стоматологом при изготовлении пломбы.

Обычно на более дорогие и более качественные материалы стоматологи устанавливают более длительную гарантию.

Например, на дешевые цементы гарантийный срок устанавливается продолжительностью 3 мес., для дорогих световых пломб она может длиться до 2 лет. В большинстве клиник гарантия на пломбы устанавливается продолжительностью в 1 год.

Стоит отметить, что очень длительная гарантия (более 10 лет) должна насторожить пациента. Скорее всего, нерадивый стоматолог и не думает исполнять такие гарантийные обязательства.

Что касается установленных протезов, то для них действуют расширенные гарантийные сроки. При протезировании одиночными коронками они составляют в среднем 2-5 лет, коронками на имплантатах – 4-10 лет, мостовыми протезами – 4-10 лет.

Согласно закону о «Защите прав потребителей», гарантия начинает исчисляться с момента оказания соответствующей услуги, но на стоматологические услуги может действовать сокращенная гарантия. Об уменьшении срока и причинах для этого нужно оповестить пациента и прописать данный факт в медкарте.

Как продлить срок службы ортопедической системы

Сегодня протезирования доступному значительно более широкому кругу пациентов, нежели еще 20 лет назад. Тем не менее, чтобы восстановить зубы качественно и надолго, по-прежнему необходимо заплатить немалую сумму за лечение. Потому каждый пациент ожидает, что сможет пользоваться установленной конструкцией как можно дольше. Продлить эксплуатационный период зубного протеза можно, если следовать некоторым рекомендациям экспертов в области ортопедии:

  • если во рту установлен протез, будь то коронка из металлокерамики или циркония, мост, съемная конструкция или несъемная на имплантах, в этом случае пациенту категорически нельзя грызть слишком твердые продукты питания, открывать зубами бутылки и пр. Важно постараться исключить все потенциально травмирующие факторы, резкие температурные перепады в еде и напитках, которые могут приводить к появлению микротрещин на акриловом базисе,
  • необходимо ежедневно утром и вечером счищать с искусственных зубов налет с помощью щетки с мягкой щетиной и неабразивной пасты, а также 1-2 раза в неделю опускать протез в дезинфицирующий раствор, если речь идет о съемной конструкции,
  • каждые полгода необходимо посещать гигиениста для снятия налета и отложений в условиях стоматологического кабинета, а также регулярно проходить проф. осмотры, чтобы врач имел возможность своевременно выявить ранние признаки патологических процессов.


Продлить эксплуатационный период зубного протеза можно, если следовать рекомендациям экспертов
К искусственным зубам необходимо относиться так же бережно, как и к своим. Оптимальный вариант восстановления зубов – это имплантация. В то же время, это и самый дорогостоящий способ вернуть красоту и функциональность улыбке. Поэтому многие спасаются съемными конструкциями, которые, тем не менее, не в состоянии остановить атрофические процессы в костной ткани в области отсутствующих зубов.

Костная ткань постепенно уменьшается по высоте и в объеме. Поэтому важным моментом в уходе за протезом также является регулярное посещение своего ортопеда для оценки положения конструкции и ее перебазировки.

Виды гарантийных обязательств

Гарантий на установку пломбы складывается из гарантии качества оказываемых услуг и гарантии, которая распространяется на используемые материалы. Т. е. стоматолог в данном случае несет ответственность за те пломбировочные материалы, которые он применяет в работе. Из-за того, что материал оказался бракованным, врач не снимает с себя ответственности за выполненные им работы.

Гарантия распространяется только на те случаи, когда дефект пломбы возник не по вине самого пациента. Например, если пациент будет открывать зубами пивные бутылки, то гарантия на случаи повреждения пломбы действовать не будет.

К гарантиям на качественные стоматологические услуги относятся несколько безусловных положений.

Так, стоматолог обязан предварительно обработать инструменты антисептиками, он должен соблюдать правила техники безопасности, четко следить за дозировкой препаратов, иметь медицинское образование, придерживаться рекомендованного графика работы.

Предварительно врач должен удостовериться, что у пациента отсутствуют сопутствующие заболевания, которые могут препятствовать производству определенных манипуляций (например, пациент может иметь аллергию к определенным анестетикам и может потребоваться платное обезболивание). При выполнении работ должно учитываться правило разумного риска.

Врач должен предоставить пациенту весь спектр информации о том, что он предполагает сделать, каким образом и какие ощущения возникнут у пациентов, предложить ему несколько вариантов лечения, обозначить стоимость предстоящей пломбы; получить от пациента информированное согласие, а затем выполнять свою работу.

В отношении гарантии на материалы имеется в виду, что материал останется безопасным на протяжении всего эксплуатационного периода, пациенту гарантируется сохранение механических функций пломбы и зуба, эстетичный внешний вид.

Особенности ответственности за пломбы

Как правило, гарантия на световую пломбу действует, даже если обнаружен несущественный недостаток. Это такие недочеты, которые не мешают пользоваться зубом, то есть жевать или откусывать, не вызывают боль:

  • нарушение прилегания по краю;
  • изменение цвета с наружного края;
  • рецидив кариеса по краям.

Конечно, предоставляется гарантия на зубы по закону и если есть существенные недостатки в работе:

  • выпадение пломбы;
  • ее подвижность;
  • вторичный кариес, вызванный неправильным проведением манипуляций;
  • отлом части коронки зуба.

Почему отказывают

Отказать вполне законно могут, если:

  • вы уже обращались за восстановлением того же зуба к другому доктору и не уведомили своего лечащего врача;
  • недобросовестно выполняли гигиенические требования. Доказать это сложно, но для профессионала возможно;
  • есть состояния или болезни, которые способны повлиять на ход или результат работы. Например, наступила беременность, вы простыли, появились новообразования, обострились хронические болезни.

Встречаются и сложные случаи: есть ли гарантия на пломбы, если они разрушены? Для бесплатного восстановления на «заплатке» повреждено не более чем на 50 %. Если она разрушена, вам понадобится требовать возмещения денег на медицинские услуги. Потом уже придется снова проделывать всю работу по пломбированию.

Средние проценты успешности лечения, действующие в медицинской организации

Эндодонтическое лечение

Результат лечения в каждом конкретном случае зависит не только от его качества, но и от общей реакции организма и состояния зубочелюстной системы в целом.

Постановка имплантантов

Гарантируется полное приживление имплантантов в 97 % случаев (срок службы от 5 лет и более).

Во всех случаях пациенту гарантируется:

  • обследование и учет общего состояния здоровья пациента до имплантации с целью выявления возможных противопоказаний к установке имплантантов;
  • использование сертифицированных титановых имплантантов ведущих зарубежных фирм;
  • безболезненность установки имплантанта;
  • врачебный контроль за процессом приживления имплантанта.

Удаление зуба

Гарантируется, что во всех случаях удаление зуба произойдет:

  • безболезненно;
  • с адекватным хирургическим вмешательством.

Гарантируется бесплатное устранение возможных осложнений в послеоперационный период:

  • воспаление;
  • кровотечение;
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]